Читая утренние новости в очередной раз наткнулся на данные, что до 90% франшиз в России убыточны и закрываются. Это выглядит странным, ведь сам инструмент франчайзинга так раз и создан для тиражирования рабочих бизнес моделей и масштабирования успешного бизнеса. На деле у нас в стране все оказывается иначе. Франшиза оказывается товаром, который будучи завернутым в красивую упаковку может быть продан за хорошие деньги. При этом качество и прибыль такой франшизы продавца не волнует, ведь он зарабатывает на продаже, а не на масштабирование своего бизнеса. Есть 3 ярких признака франшизы пустышки которые мы сейчас и разберем.
- Франчайзер(тот кто продает франшизу) имеет одну точку(филиал) или не имеет их вообще. Представьте фермера который говорит, что его курица несет золотые яйца. Но вместо того, что бы разводить таких куриц и продавать золотые яйца самому, он продает цыплят и обещает, что они будут тоже нести золотые яйца и покупатели соответственно заработают. Такая позиция идет в разрез со здравым смыслом, гораздо логичнее получать всю прибыль самому, чем довольствоваться малым процентом роялти. Это ярчайший показатель ,что франшиза не работает.
- Высокий паушальный взнос. Это актуально для мастодонтов рынка имеющих раскрученный разрекламированный бренд или для сложных видов бизнеса, когда франчазер предоставляет исчерпывающую документацию и проводит обучение. Согласитесь, что платить сотни тысяч рублей за вывеску и описание бизнес процессов ларька кофе с собой это глупо.
- Завышенная стоимость на материалы и оборудование. Современный более продвинутый вид обмана, при котором недобросовестный продавец зарабатывает на продаже материалов или перепродаже оборудования, прикрываясь франшизой. Это может быть например ларек или стенд с вывеской кратно дороже чем, заказ аналогичного у производителей. Может быть оборудование для косметологического кабинета опять же кратно дороже, чем такое же в свободной продаже.
Способов обмануть на франшизе гораздо больше, но вышеописанные самые яркие и бросаются в глаза сразу при изучении документации. Об остальным мы поговорим в следующих статьях.