Евгения Александровна Ткач. В девичестве — Толстова.
Лето 41-го. Она приехала в Томск из деревни Морковкино поступать в педагогичный техникум. Но попала на фронт, в роту связи. 17 лет. Телячий вагон для отправки на передовую. Духота, теснота, вонючая походная жизнь.
Первая Ударная армия. Командир, бравый усатый мужик в возрасте чуть за тридцать. Её первая взрослая любовь. Война войной, а молодость не отменить, такая вот банальность.
Она потом горевала, раскаивалась, что поддалась греховной страсти. Хотя и признавала, что благодаря этому, возможно, осталась в живых. «Он меня жалел, — проговорилась однажды, — на очень опасные задания не посылал». И так улыбалась при этом, господи, что даже каменное сердце смягчилось бы.
Самый сильный её страх тогда — ошибиться в точках-тире, ведь азбуку морзе экстерном пришлось освоить полуграмотной деревенской девчушке. За ошибку в расшифровке могли поставить к стенке. Ещё врезалась в память кровопролитная оборона Москвы. Содрогающаяся от грохота земля. Горы растерзанных тел, кровь повсюду. Её ночное дежурство у подбитого самолёта. Тени, вражеская речь, шорохи.
Неполных четыре месяца провела в двойном вражеском кольце в местечке Старая Руса. Первая Ударная армия в районе реки Ловать окружила фашистов, на помощь которым подтянулись войска. И русские оказались зажаты двумя вражескими кольцами, изнутри и снаружи. Немцы умудрялись помогать своим, сбрасывали продовольствие самолётами. «Наши» посылки часто сносил ветер, они попадали на вражескую территорию или в болота. Смертоноснее пуль для многих оказался голод.
Вот и она чуть не умерла. Санитарная авиация, госпиталь на озере Селигер. После голодной клинической смерти всю жизнь не различала запахи и плохо слышала на одно ухо.
Её демобилизовали в 45-м по беременности. По дороге домой, в Морковкино, украли вещмешок. Документы, сапоги, три тысячи рублей для новорождённого, фронтовые фотографии. Всё пропало. Она тогда плакала. А в марте родилась моя мама.
«Едем на войну в Японию, - написал ей отец ребенка, выслав в подарок пеленки и мыло. – Мы ненадолго, так что, пеки пироги».
Не дождалась она его. Командир роты инженерного батальона Александр Яковлевич Солнцев браво отвоевал и в Японии. А потом прожил свою жизнь в Москве, где завёл семью и детей.
Пособия на ребенка она оформлять не стала, не хотела искать, как того в официальных инстанциях требовали, двух свидетелей своего романа. Не роптала. Работала, всем тогда тяжело было. Через три года, на Пасху 1948-го вышла замуж за Евгения Андреевича Ткача. Орденоносца. Красавца такого, что вся деревня ей позавидовала. Он и стал моей маме отцом, а мне — лучшим в мире дедом.
Учеба, работа. Четверо детей, восемь внуков, правнуки. Сначала — КПСС и вера в Сталина. Такая, что даже дочку Светланой назвала. А потом — уверование в промысел божий, высшую справедливость.
Её не стало 17 сентября 2015 в возрасте 92 лет.
В фамильном альбоме есть несколько фронтовых карточек. Как-то восстановила.
PS Моя мама, ещё школьницей, обращалась в военкомат с просьбой отыскать Александра Солнцева. Написала соответсвующее заявление, при помощи районного чиновника из военкомата. Оно пошло по инстанции. Александра Яковлевича пригласили для разговора. «У меня двое детей, дочь и сын, оба рядом, — отрезал тот, — а других детей у меня нигде нет».
Ну, на нет и суда нет. Решила мама. А бабушка потом сказала, что однажды девушка, с которой они вместе служили, нехотя поделилась: когда Женя из части уехала, то командиру много чего на неё наплели, особенно одна «подружка» постаралась. Мол, командир этой сплетне поверил. Чёрный лицом ходил.
А как одно было на самом деле, про то никто сейчас не расскажет. Никого в живых не осталось.
Написать это попросила моя мама. Все-таки круглая дата Великой Победы. И ей хотелось бы увидеть человека, который по крови является ей отцом, а мне дедом. Куда обратиться, в «Ищу тебя» или к Малахову? Как думаете?
Ничего от его родни нам не надо. Мы бы познакомились, узнали, каким он был. Сказали бы ему спасибо. За Победу. И за нашу уцелевшую в той мясорубке бабушку. Даже если он уже и не услышит...
Эвелина Григорьева