Необходимость мобилизационного развертывания русской армии и значительные потери личного состава в ходе первых боев летом и осенью 1914 г. поставили перед государственной властью и высшим военным руководством России проблему поиска дополнительных источников комплектования офицерского корпуса.
Изменения действовавшего порядка производства в офицеры выпускников военно-учебных заведений пришлось проводить по двум причинам. Первая из них связана с переходом военных училищ на сокращенные учебные программы.
С 20 октября 1914 г. вводилось в действие "Положение об ускоренной подготовке офицеров в военное время в военно-учебных заведениях с четырехмесячным ускоренным курсом". Его действие распространялось на специальные классы Пажеского корпуса, 13 пехотных, 3 кавалерийских и 2 казачьих училища. Для 4 артиллерийских и 2 инженерных училищ "Положение об ускоренной подготовке офицеров в военное время в специальных военно-учебных заведениях с восьмимесячным ускоренным курсом" было введено 26 ноября 1914 г.
Вторая причина была обусловлена открытием на военный период временных учебных заведений по подготовке офицеров. Первыми из них стали школы при запасных пехотных бригадах, переименованные в июле 1915 г. в школы подготовки прапорщиков пехоты.
Процесс формирования сети таких учебных заведений в пехоте, в среднем по два заведения в месяц, завершился в начале 1916 года. Тогда же было введено в действие очередное, третье по счету, “Положение о школах подготовки прапорщиков пехоты”.
В годы войны учебные заведения такого же типа были открыты и в других родах войск. Так, с июня 1915 г. действовала Петроградская школа подготовки прапорщиков инженерных войск. В декабре того же года Военный совет постановил открыть в Екатеринодаре аналогичное учебное заведение для казачьих войск.
С июня 1916 г. по сентябрь 1917 г. функционировала школа подготовки прапорщиков для производства съемочных работ при военно-топографическом училище в Петрограде. Всего в военно-сухопутных силах России на 1 января 1917 г. действовали 38 школ подготовки прапорщиков.
В годы войны распространение получили две разновидности порядка выпуска.
В училищах, при переводе на ускоренную подготовку, был оставлен действовавший порядок выпуска, но с несколько упрощенной процедурой. Распределение юнкеров на разряды по успеваемости и поведению производилось решениями педагогических (учебных) комитетов училищ. При этом из 3-разрядной довоенной системы распределения осталось только два разряда, что существенно упрощало эту процедуру. Юнкеров, которые отвечали требованиям первых двух разрядов мирного времени, зачисляли в 1-й разряд, остальных - во 2-й. При принятии решений исходили из текущей успеваемости юнкеров и результатов контрольных репетиций.
По решению Военного Совета в училищах отменялись выпускные экзамены. Аттестационные списки выпускников составлялись на основании “Правил для оценки занятий юнкеров военных училищ, перевода из класса в класс и выпуска”, с некоторыми изменениями, утверждавшимися военным министром.
Особый порядок выпуска, более упрощенный, чем в училищах, был разработан для школ подготовки прапорщиков. Уровень знаний обучавшихся в школах оценивался не по баллам, а “удовлетворительно” и “неудовлетворительно”.
Выпускные экзамены также не предусматривались. Общий вывод о профессиональной пригодности выпускников делали особые комиссии во главе с начальниками школ. В их состав входили командиры рот и преподаватели, которые высказывали свое мнение о каждом кандидате на офицерский чин.
Моя книга: https://ridero.ru/books/imperiya_v_ogne_pervyi_god_voiny/