四畳半神話大系
Жанр: современность, романтика, путешествия во времени, университетсакя жизнь, комедия, дзёсей, сейнен
Выходил: апрель – июль 2010
Английское название: «The Tatami Galaxy»
Русское название: “Легенды комнаты на 4.5 татами” \ "Сказ о четырёх с половиной татами"
11 эпизодов
Оценка: 8 из 10
Не знаю, что такое «артхаус», но, по-моему, – это он!
Некий молодой человек поступил в университет. И хотя в школе он был членом клуба «иду домой после школы», в университете он решил круто изменить жизнь, ведь двери в прекрасную студенческую жизнь и знакомство с прекрасной брюнеткой перед ним открыты! Но… вокруг очень много разных людей. И ключевое слово тут – «разные». Так что всё оказывается до абсурдного непросто. А здесь ключевое слово – «абсурд».
В целом, конечно, всё понятно: и noitaminA, и дзёсей, и картинка на постере необычная, и даже Майа Сакамото в одной из главных ролей. Понятное дело, я не могла пройти мимо. Но результат вышел крайне неоднозначный.
Чисто технически сериал очень необычно нарисован. Во-первых, фон может быть нарисован, а может быть в какой-то части (вплоть до целиком) составлен из фотографий. Честно говоря, я видела такой стиль в одной книжке лет 25 назад и там мне это страшно не понравилось. Но там ещё и сами фигуры были страшны, как смертный грех. Здесь же сами персонажи нарисованы тоже очень не стандартно для современного анимэ, они скорее напоминают газетные карикатуры, причём где-то так годов семидесятых прошлого века. На самом деле – очень даже интересные и забавные человечки в результате получились. Но… В общем, все поняли: нарисовано всё очень специфически. Хотя в целом мне даже понравилось.
Со звуком – всё на ровную четвёрку. Хорошо, но и всё. Не плохо, не замечательно. И Сакомото-сан говорит всего ничего. Зато очень забавный голос у Озу-куна. Мерзковатый такой, как и он сам. Отличное попадание в характер.
А вот по сюжету – что-либо сказать довольно сложно. Дело в том, что весь сюжет представляет собой бесконечные повторения первых двух лет учёбы (сжатые в одну-две серии), точнее даже не самой учёбы, а попыток наладить «личную жизнь» нашего героя. Каждый раз – по-разному. То он в теннисный клуб поступит – и увидит, что это не совсем то, чего он ожидал, то в велосипедный, то ещё чего. Всё это время он «делает себе мозг» о том, как ему поступить и будет ли этот поступок соответствовать его текущей философии. При этом – происходящее как вокруг него, таки и собственные его размышления в чём-то вполне реалистичны в базе, но доведены до такого абсурда, что становится не столько даже смешно, сколько глаза округляются до квадратных. То есть реально, всё это бывает. И размышления такие, и клубы такие, и вообще очень всё похоже на студенческую жизнь. Это, кстати, очень забавно – сравнивать нихонскую студенческую жизнь с пост-советской. Что-то у нас так же, что-то различается, но общая достоверность чувствуется на «отлично». Но доводится до совершеннейшего, я бы сказала - хармсовского абсурда. И это тоже забавно.
Главгерой – тоже довольно забавен (не только как нарисован), а в своих рассуждениях. Что интересно: в большинстве сюжетов он ведёт себя как типичный тряпко-кун. Но поскольку весь сюжет он активно рассказывает о том, о чём он думал – получается весьма неожиданный поворот: а почему некоторые тряпко-куны таковыми являются? Это, прямо скажем, психологично и даже неожиданно. Сразу надо сделать ремарку: это не значит, что все люди, ведущие себя вот так – и думают вот так. Одно и то же поведение может быть следствием совершенно разных мотивов, нам здесь показан один, и, думаю, не самый распространённый вариант. Тем более, что мне вообще как-то странно, что такой в принципе не глупый парень и в целом симпатичный, даже будучи предупреждённым о том, что шанс у него перед носом – этот шанс не видит девять серий из одиннадцати. Почему я увидела его сразу же?
С другой стороны – человек, который рождает такую шикарную в своей глубине (и опять же абсурдности) теорию четырёх с половиной татами – это человек особенный. И столь очевидные для нас вещи для него могут быть неочевидны совершенно.
Вообще, я существо довольно логичное (хотя на интуицию и всякие поступки on the whim тоже не жалуюсь). Поэтому мне очень сложно писать про такой высокоуровневый абсурд. Строго говоря, я вообще ничего в этом сериале не поняла. Но он действительно очень необычный и… клёвый. А очень забавное сочетание целевых аудиторий (одновременно сейнен и дзёсей) – здесь совершенно уместно: он совершенно чётко для взрослой аудитории. И действительно - для зрителей обоих полов. Пожалуй, не буду я стараться что-либо ещё о нём сказать. Только одно: всем взрослым любителям Хармса – рекомендую. «Чёрт, опять об Гоголя!»