Найти тему
ИнтерМедиа | InterMedia

Рецензия на фильм Оза Пёркинса «Гретель и Гензель»: Торжество эстетизма над содержанием

Оценка: 7 из 10

Новое прочтение сказки братьев Гримм о Гензеле и Гретель вышло в российский прокат 30 января 2020 года. Режиссёр: Оз Пёркинс. В ролях: София Лиллис, Сэмми Лики, Элис Крайдж и другие.

Фото: постер к фильму
Фото: постер к фильму

Большинство известных нам ещё из детства сказок на самом деле сильно отличаются от тех версий, которые нам читали перед сном или показывали в виде различных экранизаций. Как правило, первоначальные, оригинальные версии намного жестче, реалистичнее и суровее их детских и общепринятых адаптаций. У Шарля Перро история про Красную шапочку заканчивается тем, что доверчивую девочку съедает волк – и всё, никто её спасать даже не думал. В сказке Джамбаттиста Базиле молодой принц не будит Спящую красавицу, а вместо этого насилует её. У Ганса Христиана Андерсона история Русалочки не заканчивается пышной весёлой свадьбой, как в мультике Диснея, напротив – Ариэль остаётся без принца и в итоге решает покончить с собой, превратившись в морскую пену.

У немецких братьев-сказочников, Якоба и Вильгельма Гримм, библиография особо отличается историями, сметающими любые розовые очки с глаз читателей. Их сказки всегда были максимально реалистичными, показывая сложную взрослую жизнь, в которой настоящее зло – не очередной лишь страшный тип, который в конце и вовсе станет твоим другом. Люди коварны, жестоки, завистливы, и ради достижения своих гнусных целей порой готовы пойти на всё. Именно поэтому хэппи-энд никогда особо не был темой братьев Гримм.

Особняком в их творчестве всегда стояла история о братике и сестричке «Гензель и Гретель». Эта сказка не зря считается одной из самых страшных вообще, поскольку в ней присутствуют каннибализм, жуткая ведьма, мерзкая мачеха, дети, которым не чужда жестокость, а главное, мистическая фигура отчаявшегося отца, согласившегося бросить сына и дочь одних в тёмном лесу без крошки хлеба и надежды. Парадоксально, но у этой истории счастливый конец – Гретель и Гензель сжигают старуху, набивают карманы дорогущим жемчугом и возвращаются в дом к отцу, чтобы зажить счастливой жизнью. В новом прочтении классической сказки братьев Гримм, выходящем в прокат этой зимой, подобного хэппи-энда не предвидится уж точно, поскольку отец детей умер ещё до начала фильма.

Тем не менее это далеко не главное нововведение в известном сюжете. В названии картины неспроста рокировка – на первое место вышла сестра. Гретель (звезда другого хоррора «Оно» и сериала «Острые предметы» София Лиллис) теперь заметно старше Гензеля (Сэмми Лики), она уже не ребёнок, а вполне себе рассудительный подросток, начинающий познавать свою сексуальность и знакомый с ежемесячными циклами женского организма не понаслышке. Поскольку отец недавно умер, родная мама – ещё раньше, у брата с сестрой осталась лишь мачеха, однако у той очевидно не всё в порядке с головой. В начальной сцене она достаёт огромный топор и недвусмысленно даёт понять, что ребятам в этом доме больше не рады.

Гретель с Гензелем уходят в лес, страшно голодают, но в итоге находят домик. Они заглядывают через окно внутрь и видят полный стол еды и угощений. Решив незаметно проникнуть туда, они вскоре встречают хозяйку этой избушки – старуху с хитрыми глазами, но сладким голосом. Голодные дети решают принять приглашение женщины побыть какое-то время у неё…

«Гретель и Гензель» — это визионерский фолк-хоррор, от которого можно получить большое эстетическое удовольствие, пустив предварительно по венам двойную дозу кофеина. Фильм определённо медлителен, но здесь не может быть ничего удивительного для тех, кто не поленился подготовиться к просмотру «Гретель и Гензеля», ознакомившись с двумя предыдущими картинам Оза Пёркинса. Другое же дело – как медленный темп влияет на художественную идентификацию фильма. Возьмём, к примеру, «Солнцестояние»: там Ари Астер задаёт гипнотическим прологом тон всему фильму, буквально с первых же кадров вводя зрителя в метафизический транс, подобно герою Дэниэла Калуи из картины Джордана Пила «Прочь». Астер с мастерством выдающегося гипнотизёра постукивает по своей условной бело-голубой чайной чашке, отчего его «Солнцестояние» с первого кадра и до последнего превращается в один нескончаемый трип, в который зритель с пугающей для самого себя радостью падает все два часа хронометража, словно Алиса в кроличью нору.

Оз Пёркинс, хоть и снявший уже три полнометражные картины, всё-таки не настолько одарённый самородок как Астер, но у него есть свои сильные стороны, особенно по части визуала. Пёркинс, возможно, один из самых способных в своей жанровой категории постановщиков, которые по-настоящему могут и умеют работать с атмосферой ужаса, эссенцией любого хоррора, прочувствовать которую получается далеко не у всех режиссёров. В его работах особое внимание уделено цвету, звуку, текстурам, гламуру, использование крови и элементов стлэттера сведено к минимуму, так, например, «Февраль», по своей сути, это всего лишь очень грустное кино, замаскированное под хоррор. Однако, к большому сожалению для жанра, это невероятное умение Оза Пёркинса выстраивать композицию кадра, сгущать тревожное настроение до предела и вызывать у зрителя мурашки по спине одним лишь музыкальным оформлением, скорее всего, так и не доберётся до массового признания после выхода «Гретель и Гензеля».

Проблема с новым фильмом очевидна – его сценарий находится примерно в той же весовой категории, что и работа Томми Вирколы, где Джереми Реннер и Джемма Артертон сражались со всякой нечистью. Версия Пёркинса приобрела чёткие феминистические наклонности, что в принципе закономерно следует из перестановки имён в названии, но от этого фильм каким-то трудно объяснимым образом превращается не в цельный, самостоятельный рассказ, а в предысторию к какой-то более глобальной, интересной истории. Нужно отметить, что Оз Пёркинс впервые не сам написал сценарий к своему фильму (тут авторство у некоего Роба Хэйеса), и, думается, теперь все согласятся, что больше так делать не стоит.

Несмотря на откровенно слабый, неубедительный сценарий, Оз Пёркинс сделал всё возможное, чтобы превратить новую версию приключений Гензеля и Гретель в искусство. Да, перед нами уж точно не рядовой студийный хоррор с дешёвыми скримерами, Пёркинс остаётся верен себе: это медленный, атмосферный авторский фильм ужасов, который далеко не всем придётся по душе. За это, пожалуй, «Гретель и Гензель» и нужно ценить в первую очередь.

Вадим Богданов, InterMedia