Найти тему
Михаил

Тюнинг КамАЗа

01. То, что красота эта неземная включает в себя всяческие видео-гаджеты и техно-диковины, еще можно понять - мировая тенденция. Невиданные удобства, включая туалет, беговую дорожку и душ в кабине уже воспринимаются с улыбкой. А вот встраиваемый в ступицу "баранки" смартфон - это просто чумовой глюк от зарезвившихся дизайнеров. Не хотелось бы словить его лицом вместо подушки безопасности, не правда ли?

Фото Максима Шелепенкова
01. То, что красота эта неземная включает в себя всяческие видео-гаджеты и техно-диковины, еще можно понять - мировая тенденция. Невиданные удобства, включая туалет, беговую дорожку и душ в кабине уже воспринимаются с улыбкой. А вот встраиваемый в ступицу "баранки" смартфон - это просто чумовой глюк от зарезвившихся дизайнеров. Не хотелось бы словить его лицом вместо подушки безопасности, не правда ли? Фото Максима Шелепенкова
02. Утерев слезы умиления, и дослушав эхо ахов, вернемся на сорок лет назад. Именно тогда появилась та самая, родная, тесная-железная кабина. Причем речь идет не об опытных образцах (1967 год), а о производстве (первая кабина была собрана 19 декабря 1975 года, за год до пуска линии; по данным самого завода).
02. Утерев слезы умиления, и дослушав эхо ахов, вернемся на сорок лет назад. Именно тогда появилась та самая, родная, тесная-железная кабина. Причем речь идет не об опытных образцах (1967 год), а о производстве (первая кабина была собрана 19 декабря 1975 года, за год до пуска линии; по данным самого завода).
03. Буквально через десять лет наступили смурные для нашего автопрома времена - интенсификация с ускорением, а после и перестройка с гласностью. Простые экс-советские водители увидели, на чем ездит мир - и стали хотеть такого же, или хотя бы похожего. Надо сказать, что конструкторы, в том числе и КАМАЗа, не сидели сложа руки, но по ним им постоянно стучали "министерства и ведомства" с их фондами. Поэтому на помощь пришли гибкие и ловкие "кооператоры". Вот, к примеру, облагороженный КАМАЗ от известного и поныне "Автодизайна" - повышенная крыша, модная облицовка, обтекатель...
03. Буквально через десять лет наступили смурные для нашего автопрома времена - интенсификация с ускорением, а после и перестройка с гласностью. Простые экс-советские водители увидели, на чем ездит мир - и стали хотеть такого же, или хотя бы похожего. Надо сказать, что конструкторы, в том числе и КАМАЗа, не сидели сложа руки, но по ним им постоянно стучали "министерства и ведомства" с их фондами. Поэтому на помощь пришли гибкие и ловкие "кооператоры". Вот, к примеру, облагороженный КАМАЗ от известного и поныне "Автодизайна" - повышенная крыша, модная облицовка, обтекатель...
04. А это конкурирующее видение от питерского "Авто-арта". Ну, страшновато, конечно, но, видимо, все равно лучше (моднее) заводской.
04. А это конкурирующее видение от питерского "Авто-арта". Ну, страшновато, конечно, но, видимо, все равно лучше (моднее) заводской.
05. Как раз в те годы на рынок хлынули "бэушные" траки, в том числе из Штатов. А уж какие у них были спальники, - даже Европа рядом не стояла! Свое прочтение КАМАЗа в роли дальнобоя представил РИАТ, как модель 54112М, с мега-спальным отсеком типа "сарай".
05. Как раз в те годы на рынок хлынули "бэушные" траки, в том числе из Штатов. А уж какие у них были спальники, - даже Европа рядом не стояла! Свое прочтение КАМАЗа в роли дальнобоя представил РИАТ, как модель 54112М, с мега-спальным отсеком типа "сарай".
06. Кстати, с той же бедой устаревшей кабины сталкивались и зарубежные дилеры. Им приходилось еще хуже - конкуренция-то там была давно! Так что они вертелись, как могли. Вот модернизированная кабина аргентинского производства - высокая крыша и повышенная посадка кабины (другие двигатели там начали устанавливать по заказу клиентов задолго до самого завода).

Фото Леонардо Монтенегро
06. Кстати, с той же бедой устаревшей кабины сталкивались и зарубежные дилеры. Им приходилось еще хуже - конкуренция-то там была давно! Так что они вертелись, как могли. Вот модернизированная кабина аргентинского производства - высокая крыша и повышенная посадка кабины (другие двигатели там начали устанавливать по заказу клиентов задолго до самого завода). Фото Леонардо Монтенегро
07. Но и сам завод все же слышал глухой ропот недовольных клиентов. И начал предпринимать робкие шаги по замене кабины. В 1988 году появились опытные машины с кабинами, подозрительно похожими на разработанные в кооперации DAF95|Pegaso Troner. Они были заслуженной гордостью заводчан, но, увы, в серию почему-то так и не пошли.
07. Но и сам завод все же слышал глухой ропот недовольных клиентов. И начал предпринимать робкие шаги по замене кабины. В 1988 году появились опытные машины с кабинами, подозрительно похожими на разработанные в кооперации DAF95|Pegaso Troner. Они были заслуженной гордостью заводчан, но, увы, в серию почему-то так и не пошли.
08. Тогда КАМАЗ обратился к финнам. На фото - экспериментальное шасси 5325 на заводе Sisu в Карьяа, где его собирали и испытывали. Это единственный случай в ХХ веке, когда КАМАЗы с чужой кабиной (да еще с импортными дизелями Cummins) все же добрались до серии, пусть и малой. Позже эти кабины использовала дочерняя фирма Альткам, "отколовшаяся" от КАМАЗа, а потом закрывшаяся.
08. Тогда КАМАЗ обратился к финнам. На фото - экспериментальное шасси 5325 на заводе Sisu в Карьяа, где его собирали и испытывали. Это единственный случай в ХХ веке, когда КАМАЗы с чужой кабиной (да еще с импортными дизелями Cummins) все же добрались до серии, пусть и малой. Позже эти кабины использовала дочерняя фирма Альткам, "отколовшаяся" от КАМАЗа, а потом закрывшаяся.
09. Были в программе и двухосные тягачи с такой кабиной, под индексом КАМАЗ-5425. Сравнивая ситуацию с финской, возникает вопрос - почему частной конторе с выпуском около тысячи машин в год было по карману периодически менять кабины (а их с тех пор на Sisu сменилось уже пять разных), а гигантскому "нашему всему", КАМАЗу, - нет?
09. Были в программе и двухосные тягачи с такой кабиной, под индексом КАМАЗ-5425. Сравнивая ситуацию с финской, возникает вопрос - почему частной конторе с выпуском около тысячи машин в год было по карману периодически менять кабины (а их с тех пор на Sisu сменилось уже пять разных), а гигантскому "нашему всему", КАМАЗу, - нет?
10. Но и здесь автогиганту не повезло. Финны сняли старую кабину с производства, своей по-прежнему не было, и в 1995 году появилась попытка найти замену. На сей раз ее вполне легально решили купить у голландского ДАФа. На первые экземпляры шасси КАМАЗ-53255 (индексы менялись, как и надстройки), установили кабину "как есть", даже с буквами и цифрами донора...

Фото Сергея Андреева
10. Но и здесь автогиганту не повезло. Финны сняли старую кабину с производства, своей по-прежнему не было, и в 1995 году появилась попытка найти замену. На сей раз ее вполне легально решили купить у голландского ДАФа. На первые экземпляры шасси КАМАЗ-53255 (индексы менялись, как и надстройки), установили кабину "как есть", даже с буквами и цифрами донора... Фото Сергея Андреева
11. Увы, с голландцами тоже не сложилось (с импортными, пусть и хорошими кабинами машины получались очень дорогими), и КАМАЗ вернулся к модернизации своих. Это потомок "Континента", КАМАЗ-5460М, "улучшенный и дополненный". Высокая крыша, спойлеры, новый бампер, а также импортные агрегаты - двигатель Cummins, коробка передач ZF. Над кабиной потрудились все те же голландцы с ДАФа, затолкав в нее два спальных места и холодильник с микроволновкой.

Фото Сергея Андреева
11. Увы, с голландцами тоже не сложилось (с импортными, пусть и хорошими кабинами машины получались очень дорогими), и КАМАЗ вернулся к модернизации своих. Это потомок "Континента", КАМАЗ-5460М, "улучшенный и дополненный". Высокая крыша, спойлеры, новый бампер, а также импортные агрегаты - двигатель Cummins, коробка передач ZF. Над кабиной потрудились все те же голландцы с ДАФа, затолкав в нее два спальных места и холодильник с микроволновкой. Фото Сергея Андреева
12. Несколько лет прошло тихо-мирно, и вдруг неожиданную новость сообщило "Авторевю" в 2008 году: камазовцы испытывают машину с кабиной от MAN TG-A. Неужели дожили-таки? - прослезились "камазисты", и полезли в валенки за деньгами. Но, увы нам всем, - это единственное фото единственной построенной машины (она сейчас продается где-то за Уралом); особых подробностей о ней не сообщалось.

Фото газеты "Авторевю"
12. Несколько лет прошло тихо-мирно, и вдруг неожиданную новость сообщило "Авторевю" в 2008 году: камазовцы испытывают машину с кабиной от MAN TG-A. Неужели дожили-таки? - прослезились "камазисты", и полезли в валенки за деньгами. Но, увы нам всем, - это единственное фото единственной построенной машины (она сейчас продается где-то за Уралом); особых подробностей о ней не сообщалось. Фото газеты "Авторевю"
13. Зато через год КАМАЗовцы снова предприняли очередную нелегкую попытку раздобыть-таки пристойную кабину для флагмана отечественного автопрома. Продавцы-всего-на-свете, китайцы, с радостью продали кабину предыдущей серии F2000 от МАНа (она легально производится фирмой Shaanxi, ныне Shacman). И стали потирать руки в ожидании заказа партии в сто-пятьсот миллиардов штук. В Челнах построили опытный образец, привернули тарелку с конем к его решетке (забыв стереть иероглифы с козырька)...
13. Зато через год КАМАЗовцы снова предприняли очередную нелегкую попытку раздобыть-таки пристойную кабину для флагмана отечественного автопрома. Продавцы-всего-на-свете, китайцы, с радостью продали кабину предыдущей серии F2000 от МАНа (она легально производится фирмой Shaanxi, ныне Shacman). И стали потирать руки в ожидании заказа партии в сто-пятьсот миллиардов штук. В Челнах построили опытный образец, привернули тарелку с конем к его решетке (забыв стереть иероглифы с козырька)...
14. ...и вновь обломали покупателей-почитателей (хотя надо честно сказать, не нарочно). Просто тут случилась дружба с Мерседесом (который выкупил 10% акций КАМАЗа), и стало не до МАNа-конкурента.
14. ...и вновь обломали покупателей-почитателей (хотя надо честно сказать, не нарочно). Просто тут случилась дружба с Мерседесом (который выкупил 10% акций КАМАЗа), и стало не до МАNа-конкурента.
15. И вот Comtrans'2011 потряс всех невиданным камазовским размахом. На него привезли сразу два семейства машин с оригинальными, невиданными кабинами. Одно семейство разрабатывало корейское ателье DMEC (коричневая машина с невыразительным дизайном), второе было плодом сотрудничества с Мерседесом (белая машина).
15. И вот Comtrans'2011 потряс всех невиданным камазовским размахом. На него привезли сразу два семейства машин с оригинальными, невиданными кабинами. Одно семейство разрабатывало корейское ателье DMEC (коричневая машина с невыразительным дизайном), второе было плодом сотрудничества с Мерседесом (белая машина).
16. И все-таки свершилось! Буквально всего через каких-то 37 лет на серийных КАМАЗах появилась и другая кабина (пусть не на всех, и даже не на большинстве). Машина 5490 (4х2) или 65206 (6х4) с немецкими кабиной, двигателем и коробкой передач, но с нашими рамой и сборкой уже встречается в потоке, и выглядит... ну, получше все же.
16. И все-таки свершилось! Буквально всего через каких-то 37 лет на серийных КАМАЗах появилась и другая кабина (пусть не на всех, и даже не на большинстве). Машина 5490 (4х2) или 65206 (6х4) с немецкими кабиной, двигателем и коробкой передач, но с нашими рамой и сборкой уже встречается в потоке, и выглядит... ну, получше все же.

Ремарка М-Парка

17. Честно сказать, гордиться нам особо нечем. Такую машину (позже известную как Axor), в далеком 1998 году разработали бразильцы. Тогда у нее не было имени, а только индекс 1938S, и она представляла собой гибрид тяжелой рамы и двигателя Actros с кабиной от нового тогда легкого Atego - специально для бедных рынков, кому широкая флагманская кабина не по карману.
17. Честно сказать, гордиться нам особо нечем. Такую машину (позже известную как Axor), в далеком 1998 году разработали бразильцы. Тогда у нее не было имени, а только индекс 1938S, и она представляла собой гибрид тяжелой рамы и двигателя Actros с кабиной от нового тогда легкого Atego - специально для бедных рынков, кому широкая флагманская кабина не по карману.
18. В Европе Axor с узкой кабиной 17-летней давности используется только на "коротком плече", даже в роли тягача.
18. В Европе Axor с узкой кабиной 17-летней давности используется только на "коротком плече", даже в роли тягача.
19. В России все иначе. Те же "Деловые линии" гоняют узкокабинные "короткоплечевые" региональные Аксоры через всю страну и в ус не дуют.
19. В России все иначе. Те же "Деловые линии" гоняют узкокабинные "короткоплечевые" региональные Аксоры через всю страну и в ус не дуют.
20. А что же корейская кабина, у нее ведь была версия нормальной ширины? Похоже, она пополнит коллекцию опытных КАМАЗов - машины хоть и рекламируются на сайте, как этот развозной среднетоннажник, но в жизни не встречаются.
20. А что же корейская кабина, у нее ведь была версия нормальной ширины? Похоже, она пополнит коллекцию опытных КАМАЗов - машины хоть и рекламируются на сайте, как этот развозной среднетоннажник, но в жизни не встречаются.
21. Справедливости ради надо сказать, что в этом году у КАМАЗа появилась еще одна машина с нестандартной кабиной. Тут уж сразу ясно - не серийная. Капотный раллийный грузовик команды "КАМАЗ-мастер" и не задумывался, как серийный. Но - "из песни слова не выкинешь" - КАМАЗ же написано на капоте?
21. Справедливости ради надо сказать, что в этом году у КАМАЗа появилась еще одна машина с нестандартной кабиной. Тут уж сразу ясно - не серийная. Капотный раллийный грузовик команды "КАМАЗ-мастер" и не задумывался, как серийный. Но - "из песни слова не выкинешь" - КАМАЗ же написано на капоте?

Так что оснований плясать с гармонью вокруг камазовского дивного чуда-кабины немного. С точки зрения теории вероятностей (40 лет экспериментов как бы доказывают), шансов остаться шоу-стоппером у этого экспоната много больше, чем пойти на конвейер.

Авто
5,66 млн интересуются