Всем привет. Сегодня мы поговорим с вами о прекрасном – об авиации, а точнее о первом советском сверхзвуковом пассажирском самолете, о его нелегкой судьбе и расскажем почему производство подобных самолетов было прекращено.
Предпосылки с созданию.
Для того чтобы понять предпосылки к созданию сверхзвуковых самолетов давайте окунемся в атмосферу 50-х годов прошлого века. На дворе 1956 год, авиация развивается стремительно, но только сейчас начинают появляться реактивные пассажирские самолеты при чем только СССР и Великобритания (позже США) имеют действующие машина. В 1956 году Великобритания останавливает полеты своей «Кометы» и Ту-104 остается единственным реактивным пассажирским самолетом в мире. Крейсерские скорости самолетов того времени не превышают 800 км/ч и казалось бы о каком сверхзвуке может идти речь? Но именно в этом году амбиции Великобритании заставляют создать комитет по сверхзвуковым транспортным самолетам. По традиции того времени началась гонка технологий. Франция подключилась к этой гонке, но в конечном итоге объединила свои усилия и создала совместный с Великобританией проект «Конкорд».
СССР тоже примкнула к этой гонке и в 1963 году было принято решение о постройке сверхзвукового транспортного самолета Ту-144. В 1965 году на Парижском авиасалоне было сделано предложении о взаимном сотрудничестве с главными конкурентами и н удивление это предложение было принято. Конечно не обошлось без скандалов, но в конечном итоге СССР получило необходимую помощь при проектировании Ту-144, который визуально очень напоминал «Конкорд».
Естественно гонку при этом никто не отменял и советский Ту-144 на два месяца раньше конкурента поднялся в воздух. Что бы вы могли представить спешку достаточно сказать, что первый полет состоялся 31 декабря 1968 года. Именно спешка впоследствии сыграет злую шутку с этим самолетом.
Конструкция
Думаю стоит пару слов сказать о конструкции самолета ведь у нее множество особенностей и отличий от дозвуковых самолетов. Ту-144 -низкоплан, выполненный по схеме бесхвостка, с четырьмя маршевыми двухконтурными турбореактивными двигателями в нижней части фюзеляжа и вспомогательной силовой установкой. Носовая часть фюзеляжа выполнена отклоняемой на взлёте и посадке. Так же в конструкции самолета предусмотрено четырехкратное резервирование всех систем для повышения надежности. Сплавы, материалы и способы соединений обшивки тоже отличались от привычных. Все это значительно удорожало производство самолета.
Коммерческая эксплуатация Ту-144 началась в 1975 году. Самолет выполнял грузовые рейсы с почтовыми отправлениями по маршруту москва- Алма-Ата. После визита в 1977 году Л.И. Брежнева во Францию, где ему показали «Конкорд» который уже довольно долгое время перевозил пассажиров совершая трансатлантические перелеты, началась эксплуатация Ту-144 который перевозил пассажиров.
Интересный факт. Самолетом управляли только летчики-испытатели из КБ Туполева, а пилоты аэрофлота занимали лишь роль вторых пилотов.
Катастрофа под Парижем
Огромный отрицательный отпечаток на самолете оставила катастрофа 1973 года произошедшая на выставке в Ле-Бурже. Причины катастрофы так и не были выявлены, но стало понятно, что конструкция сверхзвуковых самолетов не может выдерживать большие перегрузки. Самолет развалился в воздухе при выводе его из пикирования.
Вторая катастрофа произошла в 1978 году и после нее была прекращена коммерческая эксплуатация Ту-144. Во время испытательного полёта модернизированного варианта самолёта, Ту-144Д (№ 77111) после возгорания топлива в зоне мотогондолы 3-й силовой установки из-за разрушения топливопровода, задымления в кабине и отключения экипажем двух двигателей совершил вынужденную посадку на поле около деревни Ильинский Погост, неподалеку от подмосковного города Егорьевска.
Дальнейшая эксплуатация самолета продолжалась, но с пассажирами он больше в воздух не поднимался. На нем обкатывались новые двигатели, подготавливался летный персонал и совершались срочные грузовые рейсы.
Технические характеристики
Я обещал поговорить о том почему развитие сверхзвуковых самолетов остановилось, но перед этим нужно привести хоть немного технических характеристик Ту-144.
Длина – 65,695м
Размах крыла – 28,00м
Максимальная скорость – 2500км/ч
Практический потолок – 20000м
Практическая дальность – 5330км
С данными техническими характеристиками Ту-144 не мог составить конкуренцию Конкорду. Хоть отечественный самолет и мел большую крейсерскую скорость и максимальную высоту полета, но значительно уступал у удельном расходе топлива и соответственно в максимальной дальности полета. Ту-144 не мог совершать трансатлантические перелеты и поэтому был не интересен заокеанским заказчикам, а в странах европы был более популярен Конкорд который первее вышел на рынок и имел господдержку у ведущих Европейских авиакомпаний.
Правда стоит сказать, что и у Конкорда судьба была предрешена. С появлением реактивных дозвуковых самолетов примерно в те же годы значительно снизилась стоимость перелетов и возрос пассажиропоток. Людям нужны были не дорогие, но очень быстрые перелеты, а дешевые рейсы которые занимали на несколько часов больше чем сверхзвуковой перелет. Самолеты летающие с пассажирами на сверхзвуке имели массу ограничений при постройке и эксплуатации. Так максимальные перегрузки на фюзеляж были намного меньше чем у реактивных самолетов того времени, а при эксплуатации действовал запрет на ночные перелеты. Самолетам требовалось особое топливо и качество покрытия аэродромов. Все эти факторы отразились на судьбе сверхзвуковых перевозок которые хоть и продолжались до 2003 года на Конкордах, но новых разработок в этой области так и не появилось и замены самолетам нет и в настоящее время.
Свой последний перелет Ту-144 совершил 26 июня 1999 года. Всего было произведено 16 экземпляров.
Для коллекционеров модель самолета можно приобрести в масштабе 1/500 по ссылке и в масштабе 1/200 по ссылке.