Слово "дилетант" таит массу смыслов, чаще всего пренебрежительных. Но были времена, когда оно использовалось в комплиментарном значении. В переводе с итальянского "дилетто" означает "удовольствие". В эпоху Ренессанса дилетантом могли назвать человека, получающего удовольствие от познания нового, стремящегося обрести пользу от широты кругозора.
Этот оттенок я и приберегу в своём повествовании. Мои герои жили в те времена, когда специальное образование могли получить лишь считанные единицы людей. Практически любое серьёзное дело приходилось осваивать энтузиастам, которые не боялись садиться "не в свои сани". Они рисковали и побеждали судьбу, поскольку были увлечены поиском истины в океане неведомого.
Среди смельчаков- дилетантов были разные люди. Некоторые, не удовлетворившись первоначально избранным полем деятельности, стремились испытать свои силы на чужих территориях. Среди таких "агрессоров" были политик и философ Фрэнсис Бэкон, юрист, математик и философ Рене Декарт.
Другой вид дилетантов - самоучки. Хотя они до всего дошли сами, их успехи в обществе были порой внушительнее, чем у иных титулованных специалистов. Вот что говорили о немецком философе начала XVII столетий Якобе Бёме: "Сапожник Бёме был большой философ, в то время как некоторые именитые философы только большие сапожники".
Самоучки - выходцы из тех общественных слоев, которые находились сравнительно далеко от вершин общественной иерархии. Мотивом их успеха было стремление использовать знания к личной выгоде, но обретая известность и влияние, они служили идее человеческого прогресса.
В Московском царстве знающих специалистов катастрофически не хватало. Смута, нарушив порядок русской жизни, уничтожила те немногие гнёзда просвещения, которые удалось свить Ивану Грозному и Борису Годунову. Новая династия не сразу смогла восстановить утраченное. Кадровую проблему решали спонтанно, полагаясь на боярскую породистость, на ученую преемственность приказных людей, а то и на заблудших иноземцев, решивших попытать счастья в загадочной России. Конечно, выручали монастыри. Там традиционно учили грамоте детей духовенства, местного дворянства и даже крестьянства. Патриарх Никон и протопоп Аввакум свои первые университеты прошли в стенах местных обителей. Наиболее способных монастырских учеников учили греческому и латинскому языкам, рассчитывая не только на собственные, но и на государственные потребности.
Дворянскому отроку Афанасию Ордину-Нащокину повезло с отцом, который справедливо полагал, что его сыну в этой жизни придется рассчитывать только на свои личные качества. Не мог юноша положиться на длину бород и густоту бобровых шапок могущественной родни – за отсутствием таковой.
Ордины-Нащокины были выходцами из удельных тверских дворян и, несмотря на древность рода, оказались далеки от царских милостей. Особых заслуг за ними не числилось, выдвинуться в верхние эшелоны власти не получилось, и они затерялись среди провинциального дворянства.
В родном Пскове молодой Афанасий Ордин-Нащокин обучился чтению, письму и математике. Изучил в совершенстве латынь и немецкий. Грамоте мальчика обучил священник, в лингвистике оказал большую помощь образованный служилый поляк. Необходимо заметить, что Псков был в тот исторический период городом приграничным с сильным культурным влиянием из-за рубежа. С юных лет Афанасий уже хорошо разбирался не только в языках, но и во многих западных обычаях и традициях. Впоследствии, будучи уже дипломатом и неоднократно контактируя с подданными Речи Посполитой, он в дополнение ко всему выучит еще и польский.
Когда юноше исполнилось 15 лет, отец записал его в полк (псковский разряд, состоящий из дворянского ополчения). Так началась государева служба Афанасия Ордина-Нащокина. Карьера его поначалу развивалась неспешно, и для ее более успешного развития требовалось быть поближе к трону. Вскоре молодой человек женился на дочери псковского дворянина Василия Колобова. В браке у него родились двое сыновей – Василий и Воин.
Россия всегда испытывала потребность в образованных людях, и в начале 40-х гг. Ордину-Нащокину удается переехать в Москву. В столице через родственников супруги он был представлен влиятельному на тот момент боярину Федору Ивановичу Шереметеву, занимавшему в то время пост начальника приказа Большой казны.
Немногие читатели знают, что Романовы и Шереметевы - это ветви одного родового древа, корнями уходящего в XIV столетие. Представители обеих семей участвовали в военных походах, играли видную роль в жизни государства Российского. Первая жена Ивана Грозного — Анастасия была из рода Романовых, а их сын царевич Иван женился на Елене Шереметевой.
Царствование Бориса Годунова обернулось для Романовых и Шереметевых нелегкими испытаниями. Смута дала им шанс на обретение прежнего влияния и они его использовали. В 1613 году Михаил Романов венчался на царство, а по правую руку от него стоял Фёдор Иванович Шереметев. Именно его стараниями соперники будущего царя - Василий Голицын и Иван Черкасский попустились амбициями и не нарушили согласия Земского Собора. Боярин был искусным дипломатом и сумел внушить большинству московской элиты, что Миша Романов "молод и разумом ещё не дошел и нам будет поваден". Большое значение имело то, что Фёдор Шереметев хранил государственную казну в течение всей Смуты, обладая деньгами он мог влиять на любое решение.
Вплоть до кончины Михаила Фёдоровича, старый боярин был в фаворе и ведал ключевыми постами в государстве, заведуя не только Казной, но и Стрелецким, Иноземским, Рейтарским, Аптекарским и Оружейным приказами. Будущее его внуков обеспечил блестящий брачный союз дочери Евдокии с Никитой Одоевским.
Ордин-Нащокин попал на глаза кремлёвскому долгожителю, когда тот уже завершал карьеру, однако ему удалось завязать нужные знакомства и обрести опыт по исполнению особых поручений. Проще говоря, Афанасий Лаврентьевич занимался разведкой на границах Царства. Благодаря его информации снизилась тревожность по поводу польской опасности, стабилизировалась восточная политика в отношении Крыма и Османской империи...
Дилетант-разведчик сумел расположить к себе молдавского господаря Василе Лупу и через него прознать многие секреты. Например то, что литовцы убили крымских послов и обвинили в этом Москву, рассчитывая спровоцировать очередной набег на северного соседа. Ещё более важной информацией была весть из Стамбула, где султан Ибрагим I прославился непредсказуемостью своих поступков. Сей монарх провёл всё детство и молодость в клетке гарема, куда его определил брат Мурад IV. По традиции Ибрагима должны были казнить, но бездетность брата подарила ему шанс на жизнь. Правда, от пережитого принц свихнулся и в момент обретения трона был неспособен к самостоятельной политике. Несчастному помогала его мать Кёсем-султан, которая смогла пройти путь от наложницы до валиде-султан (матери султана). Этой женщине не нужны были потрясения, поэтому она стремилась избежать любых конфликтов. У России появилась возможность замять скандал, связанный с Азовской авантюрой казаков и обезопасить южные границы накануне обострения отношений с Польшей и Швецией. Своевременное посольство И.Д. Милославского помогло быстро уладить эту проблему.
Пока Ордин-Нащокин тщательно выполнял возложенную на него миссию, в Москве сменилась власть. Вместо Михаила Федоровича престол занял молодой царь Алексей Михайлович. Вслед за этим произошли многочисленные кадровые перестановки. Место покровительствовавшего Ордину-Нащокину Федора Шереметева занял боярин Борис Иванович Морозов, один из крупнейших землевладельцев и по совместительству воспитатель молодого царя. В карьере дворянина наступила пауза, поскольку он не был близок к выдвинувшимся при воцарении Алексея Михайловича людям. Афанасий Лаврентьевич оказался не у дел и уехал в свое псковское поместье. И так бы, возможно, и коротал свой век Ордин-Нащокин обычным провинциальным помещиком, если бы не события, случившиеся в Пскове в 1650 году, и их последствия.
Продолжение по адресу:
https://zen.yandex.ru/media/id/5dade2343639e600af7a5d86/diplomat-buntashnogo-vekaiz-serii-istoriia-v-kartinkah-5e38c646e41fd74ec64b936a
Окончание: https://zen.yandex.ru/media/id/5dade2343639e600af7a5d86/kancler-russkogo-carstva-istoriia-v-kartinkah-5e3aac049dbf9a0c3fb2c27f