Найти тему
Сельская нива

Закрутила подводная сила

Друзья и родные нашего земляка Леонида Васильевича Елфимова, Героя Советского Союза, капитана 2-го ранга в отставке, называют не подводником Северного флота, а «подлёдником», ведь служа на атомных подводных лодках, он провел подо льдами в общей сложности шесть лет.


За безупречную многолетнюю службу и выполнение спецзаданий удостоен множества наград. На парадном кителе – медаль «Золотая звезда», два ордена Красной Звезды, орден Боевого Красного Знамени, девять медалей.
Военная биография морского офицера уникальна. Служил на легендарной советской атомной подводной лодке К-27, на подлодке с ядерной силовой установкой второго поколения. Участвовал в спецоперации по подъему затонувшей подлодки «Курск».
46 лет в календарном исчислении служил в районах Крайнего Севера. «Хлебнул соли» всех четырех океанов земного шара: от Тихого до Северного Ледовитого.
Уйдя в отставку, Леонид Васильевич обосновался в Санкт-Петербурге. И каждую осень приезжает в родное село Сырское, откуда 60 лет назад был призван в Подводные Силы Советского Союза. Вот и в этом году гостил на малой родине. Встречался с ветеранами военной службы, побывал в Ельце на могиле сослуживца Чемисова Петра Петровича. Нашел время зайти и к нам в редакцию вместе с родственниками и председателем районного совета ветеранов ОМВД Владимиром Негробовым. Так что о морских походах героического земляка узнали из первых уст…
За безупречную многолетнюю службу и выполнение спецзаданий удостоен множества наград. На парадном кителе – медаль «Золотая звезда», два ордена Красной Звезды, орден Боевого Красного Знамени, девять медалей. Военная биография морского офицера уникальна. Служил на легендарной советской атомной подводной лодке К-27, на подлодке с ядерной силовой установкой второго поколения. Участвовал в спецоперации по подъему затонувшей подлодки «Курск». 46 лет в календарном исчислении служил в районах Крайнего Севера. «Хлебнул соли» всех четырех океанов земного шара: от Тихого до Северного Ледовитого. Уйдя в отставку, Леонид Васильевич обосновался в Санкт-Петербурге. И каждую осень приезжает в родное село Сырское, откуда 60 лет назад был призван в Подводные Силы Советского Союза. Вот и в этом году гостил на малой родине. Встречался с ветеранами военной службы, побывал в Ельце на могиле сослуживца Чемисова Петра Петровича. Нашел время зайти и к нам в редакцию вместе с родственниками и председателем районного совета ветеранов ОМВД Владимиром Негробовым. Так что о морских походах героического земляка узнали из первых уст…

Юношеские грезы

Родился он в селе Сырское. Мать – простая колхозница, отец – шахтер. В семье воспитывались трое детей: дочь и два сына.
Детство у Леонида было таким же, как у большинства сверстников: помогал родителям в домашнем хозяйстве, с юных лет косил наравне с мужиками, работал помощником комбайнера в местном колхозе. Свободное время часто проводил на реке Воронеж.


– Изнырял все глубины, по три минуты мог находиться под водой, – вспоминает ветеран подразделения особого риска Леонид Елфимов. – Любил порыбачить.
Но тогда он даже не помышлял о том, что именно водная стихия станет смыслом жизни. В школьные годы у него была другая мечта – управлять воздушным судном. Поэтому, окончив 7 классов, поступил в Липецкую лётную школу.
Парень серьезно готовил себя к профессии военного. Прыгая с вышки, учился побеждать страх. Тренировал на турнике вестибулярный аппарат: мог подолгу крутиться «солнцем». Скрупулезно штудировал теорию. Однако окончить школу не довелось: учебное заведение расформировали. И мечта летать так и осталась юношескими грезами.
Пришлось вернуться домой. Окончил 10 классов в вечерней школе. Вместо штурвала самолета сел за «баранку» трактора. Бороздя колхозные поля, с тоской смотрел в бескрайнюю небесную синь.
– Не хотел я оставаться в колхозе, душа рвалась в небо, – откровенничает бывший морской офицер. – Но волею судьбы попал на подлодку. И закрутила меня подводная сила на три десятка лет…
– Изнырял все глубины, по три минуты мог находиться под водой, – вспоминает ветеран подразделения особого риска Леонид Елфимов. – Любил порыбачить. Но тогда он даже не помышлял о том, что именно водная стихия станет смыслом жизни. В школьные годы у него была другая мечта – управлять воздушным судном. Поэтому, окончив 7 классов, поступил в Липецкую лётную школу. Парень серьезно готовил себя к профессии военного. Прыгая с вышки, учился побеждать страх. Тренировал на турнике вестибулярный аппарат: мог подолгу крутиться «солнцем». Скрупулезно штудировал теорию. Однако окончить школу не довелось: учебное заведение расформировали. И мечта летать так и осталась юношескими грезами. Пришлось вернуться домой. Окончил 10 классов в вечерней школе. Вместо штурвала самолета сел за «баранку» трактора. Бороздя колхозные поля, с тоской смотрел в бескрайнюю небесную синь. – Не хотел я оставаться в колхозе, душа рвалась в небо, – откровенничает бывший морской офицер. – Но волею судьбы попал на подлодку. И закрутила меня подводная сила на три десятка лет…

Лодка с «атомным сердцем»

В 1959 году его призвали в Подводные Силы Советского Союза. Служба комсомольца Елфимова, ставшая судьбоносной, проходила на Балтийском флоте. Здесь-то и пригодились навыки отлично плавать и нырять на большие глубины. Как и все моряки-срочники, служил три года. Азам морской службы обучался в Ленинградском учебном центре подводного плавания имени С.М. Кирова, практиковался на военно-морской базе.
Морская стихия «зацепила» душу. И после службы, по примеру командира роты, он решил поступать в Высшее военно-морское училище имени Ф.Э. Дзержинского.
– Конкурс на спецфак был огромным, отбор для службы на атомной подводной лодке был жестким, – рассказывает Леонид Васильевич. – Но я, имея за плечами трудовой стаж и действительную службу, поступал вне конкурса, сдав экзамены на пятёрки.
В 1966-м лейтенант Елфимов получил диплом инженера-механика по специальным энергетическим установкам. Распределили молодого офицера на Северный флот, на подводную лодку К-27. В советском флоте она была единственным кораблем с жидкометаллическим теплоносителем. Поистине легендарная лодка, из экипажа которой вышли адмиралы и Герои Советского Союза, в том числе и наш земляк.
До осени 1965 года лодка, появившаяся на свет в 1962-м, числилась в боевом составе как крейсерская подлодка, но затем ее перевели в разряд опытных. На этой именитой атомарине Леонид Елфимов служил до 1970 года.
– В мае 1968-го на лодке произошла радиационная авария, – рассказывает бывший атомщик-подводник о трагических днях службы. – Пострадал весь экипаж. Погибло девять моих товарищей, десятки стали инвалидами. Впоследствии К-27 исключили из состава ВМФ СССР, а в 1982 году затопили в Карском море.
Вот такая непростая судьба лодки с «атомным сердцем». За те годы службы старший лейтенант Елфимов был награжден орденом Красной Звезды.

Морские мили

В 1970 году Леонид Елфимов поступил на высшие офицерские курсы в Учебный центр подводников им. Л.Г. Осипенко. Повысив квалификацию, служил на атомарине второго поколения – торпедной атомной подлодке 671-го проекта. Прошел путь от командира группы до командира первого дивизиона.


Потом вновь была учеба. Окончил Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова, аспирантуру, получил ученую степень кандидата технических наук. И вновь вернулся на службу в Мурманскую область. В Заозёрске трудился начальником военной приемки по испытанию подводных аппаратов. В 1985-м за выполнение спецзадания Леониду Елфимову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Спустя четыре года, по выслуге лет, капитан второго ранга завершил военную службу и переехал с семьей – женой и дочерью – в Ленинград.
Два десятка лет трудился конструктором в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» в группе главного конструктора. Как рассказал Леонид Васильевич, самой ответственной и тяжелой была спецоперация по подъему затонувшей атомной подводной лодки «Курск».
Потом вновь была учеба. Окончил Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова, аспирантуру, получил ученую степень кандидата технических наук. И вновь вернулся на службу в Мурманскую область. В Заозёрске трудился начальником военной приемки по испытанию подводных аппаратов. В 1985-м за выполнение спецзадания Леониду Елфимову было присвоено звание Героя Советского Союза. Спустя четыре года, по выслуге лет, капитан второго ранга завершил военную службу и переехал с семьей – женой и дочерью – в Ленинград. Два десятка лет трудился конструктором в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» в группе главного конструктора. Как рассказал Леонид Васильевич, самой ответственной и тяжелой была спецоперация по подъему затонувшей атомной подводной лодки «Курск».

Не предавайте Родину

В декабре 2010-го ушел на пенсию. Он персональный пенсионер. Сейчас его надежная опора – дочь. Ее профессия далека от морских милей, Светлана Леонидовна – учитель, кандидат наук.
В марте Леониду Васильевичу исполнилось 79 лет. Но военная выправка видна и сейчас. И привычкам не изменяет. По-прежнему любит рыбалку – с рыболовными снастями его можно увидеть не только в теплое время года, но и зимой. По словам заядлого рыбака, самую большую рыбу он поймал на Средиземном море, это был тунец в 120 килограммов. Пока этот рекорд не побит, а значит, есть к чему стремиться.
…Уходя из редакции «Сельской нивы» Леонид Васильевич попросил передать читателям газеты, всем землякам самые добрые пожелания.
– Не забывайте своих корней, любите землю, где родились, и никогда не предавайте Родину, – резюмировал ветеран-подводник.

Больше интересного у нас здесь: http://сельскаянива.рф