Найти тему

5 самых спорных деяний Ленина

Мавзолей Ленина на Красной площади
Мавзолей Ленина на Красной площади

Для одних вождь революции Владимир Ленин - и по сию пору кумир и светоч, для других - преступник и губитель России. Казалось бы, сто лет прошло, но все равно слышатся голоса с требованием убрать с Красной площади тело "немецкого шпиона" вместе с Мавзолеем. Вопрос "выносить-не выносить" давно разделил общество на два лагеря. Мнения категоричны, предложения радикальны вплоть до "выкинуть, сжечь и пепел развеять". Требование убрать тело Ленина — единственная тема, которая объединяет либералов и монархистов, сегодня ненавидящих друг друга так же люто, как и в феврале 1917 года. Политические хулители предъявляют ему 5 главных обвинений. Каждое стоит рассмотреть подробно.

Кстати - откуда вообще пошли разговоры о "немецком шпионе"? Эта байка появилась еще во времена словоблудов из Временного правительства. Был ли Ленин именно шпионом? Нет. Немецкой разведке просто не было смысла вербовать его. Она в ту пору была загружена чисто военными задачами, Владимир Ильич секретоносителем не был, интереса для разведки не представлял. Но при этом, желая или не желая того, Ленин был ситуативным союзником Германии и Австро-Венгрии – требование выхода России из «империалистической» войны устраивало их в полной мере и здесь они готовы были помогать «врагу моего врага» чем только можно.

Но служить кому бы то ни было – это не о Ленине. Начальник Военной контрразведки Петроградского военного округа подполковник Б.Никитин, работавший с досье господина Ульянова В.И. помощника присяжного поверенного, из потомственных дворян, писал: «…Ленин был жестоко упрям на все случаи жизни, не переносил чужих мнений, по поводу чего бы они ни высказывались бы, а не об одной политике. Завистливый до исступления, он не мог допустить, чтобы кто-нибудь, кроме него, остался победителем». Человек с таким набором качеств крайне слабо подходит для вербовки. Действия его могут быть полезны лишь в том случае, если его собственные цели совпадают с целями «зарубежного центра». Да и какой смысл тайной службе вербовать человека, который окажется под слежкой еще до выхода из того самого пресловутого вагона?

Сами германцы, должно быть, до конца не осознали с кем имеют дело, и после революции направили послом в Россию графа фон Мирбаха, прежде работавшего в Швейцарии и занимавшегося тем самым пломбированным вагоном. Идея шантажировать вчерашнего союзника фактом негласной финансовой поддержки революционного движения для немцев закончилась фатально – посол был убит чекистом Яковом Блюмкиным, в будущем видным советским разведчиком.

Встреча Ленина на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге
Встреча Ленина на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге

Итак, давайте попробуем оценить «за» и «против», вспомнив главные обвинения, предъявляемые Ленину:

1) Брестский мир. Большевики пришли к власти под лозунгом «Долой войну!» Кричать это было куда проще чем сделать. Мир без аннексий и контрибуций, о котором так долго говорили большевики, оказался революционной фантазией. После военных неудач под Нарвой и Псковом, когда только вмешательство царских «военспецов» спасло республику Советов от военного краха, Ленин требовал подписание мира с Германией на любых условиях. Справедливости ради нужно уточнить, что армию развалили не большевики. Над этим вопросом тщательно поработало Временное правительство, издав Указ №1, упразднивший в армии дисциплину. Большевики пытались выкроить из получившегося вооруженного месива свой кусок –«Красную гвардию». Вышло скверно. Но благодаря усилиям Ленина и Троцкого, с помощью огромного количества бывших офицеров и генералов, боеспособную армию удалось воссоздать и значительно укрепить.

Однако в начале 1918 года отражать врага было нечем. Условия, которые выставили немцы, были чрезмерны, но при нормальной работе дипломатов многое вполне можно было отстоять, германцы были готовы к уступкам. Большевики же согласились на все. Огромные территории Украины, Прибалтики, Кавказа, царство Польское и великое княжество Финляндское были аннексированы врагом. Миллиарды золотом выплачивались в качестве контрибуции. Зерно, уголь и многие другие стратегически важные запасы, достались Германии на дармовщину. Республика Советов должна была отдать Черноморский флот и демобилизовать армию. И, что возмутило даже само руководство партии большевиков - в Германии и землях ее союзников запрещалась революционная пропаганда. Это уже была открытая измена делу мировой революции, но Брестский мир узаконил и ее. Да, в скором времени полыхнула и сама Германская империя, превратив договор в листки исписанной бумаги, но это произошло далеко не сразу. Золото было отправлено, а доставшиеся врагу продовольственные и топливные запасы обеспечили немцам возможность еще некоторое время держаться на Западном фронте. Можно говорить о вынужденности этого шага, о полученной республикой паузе, которая была использована для формирования армии, о прозорливости Ильича, но факт остается фактом – Брестский мир был глубочайшим крахом России.

2) Убийство царской семьи. Сам по себе факт убийства семьи, любой семьи, омерзителен. По политическим мотивам -- омерзителен вдвойне. Причастен ли непосредственно к расстрелу Ленин? Доказательств прямой причастности нет, однако он явно попустительствовал этой расправе. Однако среди тех, кто в той или иной степени причастен к этой расправе: генерал Корнилов –арестовавший семью императора; генерал Алексеев – взявший под стражу самого экс-монарха; король Англии Георг V – отказавшийся принять своего двоюродного брата Николая, недавнего верховного главнокомандующего союзной армией, с его семьей. Но как ни трагична гибель семьи полковника Николая Романова, бывшего императора всероссийского - она лишь один трагический эпизод из миллионов подобных. А в огромном множестве смертей причастных и непричастных к революционному перелому россиян одинаково виновны сторонники всех противоборствующих сторон.

Николай II и Георг V
Николай II и Георг V

3) Карательные органы ВЧК. Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем Ленином гордо именовалась «нашим разящим орудием против бесчисленных заговоров, бесчисленных покушений на Советскую власть со стороны людей, которые были бесконечно сильнее нас». Деятельность ее мифологизирована как адептами Советской власти, так и ее врагами. Естественно, в противоположных направлениях. Непреложный факт – ВЧК боролась против врагов республики Советов. Реальных или мнимых – порой можно лишь догадываться. Были и те, и другие. По разным оценкам с 1917 по 1922 гг. количество жертв политического «красного террора» ВЧК от 50 до 140 тыс. расстрелянных.

Но стоит помнить, что кроме борьбы с инакомыслием, кроме ликвидации заговоров, ВЧК жестко искореняла расцветшую на обломках империи преступность, «выжигала каленым железом» коррупцию (в т.ч и коммунистическую) и спекуляцию жизненно важными продуктами, а с 1921 года еще и занималась ликвидацией детской беспризорности, созданием школ и учебных коммун. Таким образом количество людей, спасенных от смерти благодаря работе ВЧК, никак не меньше, чем погибших в ее «застенках». Но главное – ВЧК действовала в направлении создания и упрочения государственности и правопорядка. Что в любом случае лучше революционного хаоса. К слову, организовывать работу ВЧК железному Феликсу активно помогал его личный консультант, бывший шеф отдельного корпуса жандармов, генерал Джунковский. Преемственность была сохранена.

4) Борьба с церковью. «Религия – опиум для народа!» -- эти слова Карла Маркса послужили девизом отношения большевиков к церкви. Сразу после революции церковь была отделена от государства, школа от церкви, и гос. поддержка ее была прекращена. Какая именно религия - новую власть не интересовало. Под раздачу попадали не только православные священники, но и католические ксендзы, мусульманские муллы и иудейские раввины. Но первых было значительно больше - потому гонения кажутся заметней. При этом большевики старательно прикармливали часть духовенства, создавая так называемую «обновленческую церковь» во главе с видными церковными иерархами, признавшими Советскую власть (архиепископ Нижегородский и Арзамасский Евдоким, архиепископ Рязанский и Зарайский Вениамин, архиепископ Тульский и Белевский Виталий и др). Так в «златоглавой» Москве из тысячи храмов, существовавших до революции, осталось лишь десять – в качестве своеобразного клапана. Естественно, служили там лояльные большевикам священники.

Что же касается самого Ленина – он писал в декрете от 23.01.18 : «Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики. Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности». Естественно, в случае участия священников в любых действиях против власти большевиков рассматривалось, как «посягательство», и облачение духовного лица уже ни от чего не спасло. Это факт. В отличие от приписываемого Ленину «Указания 13666/2» от 1 мая 1919 года, где он и Михаил Калинин отдают приказ Дзержинскому арестовывать попов и превращать церкви в склады. Давно известно, что это фальшивка, оригинала этого документа не существует, он нигде в документах той поры не упоминается и в нем присутствует фактическая ошибка. А кроме того, ничего подобного в это время в республике не происходило, даже противостоящий большевикам патриарх Тихон в ту пору (до1922 г.) вел службы без всяких ограничений. Но в либеральной среде этот «обвинительный документ» по-прежнему очень популярен.

Что касается многократно оплаканного ревнителями православия изъятия церковных ценностей, то нужно уточнить, что декрет был подписал 23 февраля 1923 года после двух лет неурожая и голода (вспомните тех самых голодающих Поволжья. А голодали отнюдь не только они) на фоне разрушенной в следствие 1-й Мировой и Гражданской войн экономики страны. При этом в «кощунственном ленинском указе» предписывалось: приглашать группы верующих для изъятия, забирать лишь предметы, не могущие существенно затронуть интересы самого культа и даже соблюдать церковные обычаи: не входить в храм в шапках и не пускать женщин в алтарь! Изъятые ценности шли на закупку продовольствия и создание новых рабочих мест – деяние вполне богоугодное.

Большевики позируют на фоне разрушенной церкви
Большевики позируют на фоне разрушенной церкви

Тем, кто склонен рассматривать историю с позиций сегодняшнего дня, хочется напомнить еще одного святотатца – императора Петра I. Тот после неудач Северной войны снимал колокола, чтобы перелить их в пушки, изымал деньги у церкви и вовсе упразднил патриархию, заменив ее «министерством по делам религии» -- Святейшим Синодом.

Для самого Ленина борьба с церковью закончилась созданием его собственного карго-культа, в котором Мавзолей является главным храмом. Однако все это произошло уже после смерти Ильича.

5) Еще одной причиной ненависти к Ленину часто называется продразверстка – то есть изъятие у крестьянства всего зерна и иных сельхозпродуктов, за исключением определенных властью норм личного потребления. Строго говоря, продразверстка была начата еще в 1916 г. и предполагалась, как закупка у крестьян продуктов по твердым ценам. Цены земледельцам не нравились, работать себе в убыток они не желали и старались от централизованной закупки своего продукта увильнуть, чтобы продавать его по спекулятивным (с их точки зрения, справедливым) ценам. Вполне понятное желание. Однако найдя припрятанные излишки государство покупало их уже за полцены. Временное правительство заменило продразверстку Хлебной монополией, но суть осталась прежней и потому крестьяне старательно прятали от изъятия немалую часть урожая. Временному правительству удалось собрать 280 млн. пудов зерна, что было сочтено категорически недостаточным.

Продолжение всеобщей продразверстки было объявлено в 1919 году, на фоне разрухи, гражданской войны и наступающего голода. Изъятие излишков проводилось с крайней жестокостью, что нередко давало толчок к вооруженным мятежам и, как следствие, к карательным экспедициям. Как ни силились большевики взять у деревни побольше – удавалось плохо. В 1919 году было изъято для прокорма городов 44,6 млн пудов, а в следующем году – 113, 9 млн. При этом немалая часть собранного разграблялась или же портилась из-за отсутствия квалифицированных управленческих кадров.

Сам Ленин в ту пору говорил: «… мы фактически брали от крестьян все излишки и даже иногда не излишки, а часть необходимого для крестьянина продовольствия, брали для покрытия расходов на армию и на содержание рабочих. Брали большей частью в долг, за бумажные деньги. Иначе победить помещиков и капиталистов в разорённой мелкобуржуазной стране мы не могли». Бумажные деньги в ту пору обесценились полностью и годились лишь на оклейку сортира. Так что, по сути, зерно просто отнималось силой.

Но жестокие меры дали самые негативные результаты. Кроме взбешенных крестьян, против большевиков начали выступать рабочие и даже войсковые части под руководством своих командиров. И с этим что-то нужно было делать. Чтобы умиротворить тех самых рабочих и крестьян, ради счастья которых, по утверждению самих большевиков делалась революция, продразверстка, «наследие царского режима», была упразднена и в 1921 году на X съезде РКП (б) заменена фиксированным продовольственным налогом. С оговорками признав ошибки, большевики во главе с Ленином приняли новый курс, позволивший вывести страну из страшнейшего экономического кризиса – начался период Новой Экономической Политики.

Как можно видеть, и сам Ленин, и эпоха, символом которой он является, не имеют и не могут иметь однозначной исторической оценки. Преклоняться или же ненавидеть его – каждый решает для себя. Но памятники строятся не для возвеличивания, а для того, чтобы помнили. А забывать Ленина и эпоху той давней уже революции нам точно нельзя. Забвение чревато повторением.