Найти в Дзене

Семейские сёла Забайкалья. Какими их видели именитые люди.

Оглавление

На земле Забайкалья вот уже более 250-ти лет существует группа сёл, которыми интересовались на протяжении долгого времени вольные и невольные путешественники-исследователи. Эти сёла яркой россыпью рассыпаны на территории современной Республики Бурятия и Забайкальского края, поселены в них были старообрядцы – те самые, которые были выселены по указу Екатерины-II в 18-м веке, за неподчинение нововведениям церкви и великую преданность старой вере. Несгибаемый характер, сила воли, упрямство, смекалка, сноровка, умение уживаться с людьми, любовь к земледелию и хлебопашеству - качества, присущие старообрядцам - которые, как рассчитывала Екатерина-II, помогут освоить просторные и необжитые окраины необъятной России. После переселения на новое место стали вестись наблюдения за новопоселенцами – семейскими- именно так стали называться здесь приверженцы старой веры – пришли семьями – поэтому и стали СЕМЕЙСКИМИ. Приличная по количеству группа эта заслуживала внимания еще и потому, что обогатила малолюдную сибирскую землю богатыми человеческими ресурсами.

Одним из первых государевых путешественников, кто посетил семейских, стал академик - ученый немецкого происхождения Петер Симон Паллас в 1772 году.

Ученый П.С.Паллас (1741-1811)
Ученый П.С.Паллас (1741-1811)

Поездка к новопоселенцам была совершена им в рамках большого путешествия по указу императрицы Екатерины II, одной из его задач была оценка природных, людских и экономических ресурсов России. В своих сочинениях наблюдатель Паллас приводит список селений, в которых водворились старообрядцы:

Бурнашевская, Михалевская, Пестерева, Султуринская, Куйтунская, Паргабентей (Тарбагатай), Кокуйская, Шаралдаевская, Заганская, Харашибирская, Бурдуковская (Хонхолой), Никольское, Мангиртуйская, Бичурская, Еланская, Красноярская, Буйская, Узколуцкая, Зардаминская, Песчанская, Сохотойская, Малетинская, Катаевская, Кавдабаевская, Кукунская, Катарганская, Хилоцкая, или Харитонова.

П. С. Паллас задержался более всего в селе Куйтун. Интересно, что именно тесное общение с куйтунцами побудило ученого отметить деревеньку на своей карте в книге:

«Верст за шесть прибыли в деревню Пестереву, дворов с шесть, оттоль в Надеину, дворов десять, проехав переехали два ручейка Улунтуи и Султура, в Куйтун текущие, оттоль в недалеко от вершин Куйтуна находящуюся деревню того же имени, дворов с 30 старожилов, имеющую и 44 польских колонистов, кои по лесистым горам не без малого труда и прилежания, но и не без желанного успеха расширяются. Оне имеют довольное хлебопашество, а жалуются только, что по подлежащим сенокосам не много для скота травы родится, которым напротив того оне уже довольно развелися. … Поляки, чтоб кустоватые и лесистые места сделать пахотными, с чрезвычайным успехом употребляют плуг, коего сошники сделаны на подобие в их земле, употребляемой … Стоячей или косой оной сошник наиболее служит для подрезывания попадающихся кореньев, и еще от старых русских мужиков в польских лесистых местах, поселившихся выдуман; а прежде поселенные сюда поляки из полуденных польских степных мест оной употреблять думали» (Паллас 1878, 225–226).
Село Куйтун сегодня. Съемка произведена в июле 2019 г. Фото автора.
Село Куйтун сегодня. Съемка произведена в июле 2019 г. Фото автора.

Невольными свидетелями жизни семейских стали декабристы, которые познакомились с ними по дороге в ссылку и были немало удивлены устроенным бытом старообрядцев.

Вот как например отозвался о семейских селах в целом декабрист Александр Петрович Беляев в 1830 г:

«Все эти старообрядческие селения были очень богаты и имели большие и хорошо устроенные дома и даже с некоторым крестьянским комфортом…»
Декабрист А.П.Беляев (1803-1888)
Декабрист А.П.Беляев (1803-1888)

Именитый историк своего времени Павел Аполлонович Ровинский, изучая жизнь Забайкалья в 1870-х гг., в своем отчете уделил внимание старообрядцам, и оставил о семейских селах следующие строчки:

«…В их селениях вы встретите благоустроенность, какой не найдете нигде в другом месте: улицы широкие, довольно прямые, дворы просторные, разделенные на два или на три отделения, достаточное количество надворных построек, скота держится немного, но сытый, холеный, от падежа они сумели сберечь свой скот больше чем другие. Пашню они троят, потому на рынках их хлеб лучше, где есть какая-нибудь возможность, заводят обширные огороды, полные всяких овощей. Когда близь Бичуры основан был свекольно-сахарный завод, то бичуряне принялись за свекловицу, в 1858 году завод закрылся, а они всё еще продолжали сеять её, ожидая, что завод еще пойдет когда-нибудь. Семейские сёла еще тем отличаются, что в них нет таких резких контрастов: в них нет особенно больших домов, зато нет и особенно убогих хижин, разве только где-нибудь в конце села в глухом углу приютится с бедною избушкой несчастный поселенец…»

П.А.Ровинский (1831-1916)
П.А.Ровинский (1831-1916)
Село Бичура сегодня. Съемка произведена в июле 2019 г. Фото автора.
Село Бичура сегодня. Съемка произведена в июле 2019 г. Фото автора.

В начале 20-го века профессором Иркутского университета Афанасием Матвеевичем Селищевым была совершена целевая научная командировка для сбора информации о семейских старообрядцах, которые к этому времени довольно прилично обжили окраину государства и стали известны, благодаря декабристам и отчасти Н.А.Некрасову, который упомянул о семейском чуде в своей поэме о декабристах «Дедушка» (1870 г.). Ранее также сделали известными старообрядцев Забайкалья записки путешественника А.И. Мартоса, опубликованные в 1827 г. под названием «Письма о Восточной Сибири».

В своем труде профессор А.М.Селищев тщательно осветил все аспекты жизни семейских. В процессе изучения им были посещены сёла: Куналей, Мухоршибирь, Новый Заган, Хонхолой, Никольское, Харауз.

А.М.Селищев (1886-1942)
А.М.Селищев (1886-1942)

Ниже читайте строки, посвященные семейским селам у А.М.Селищева :

«…Посещенные мною села семейских расположены в долинах между отрогами гор. Две или три очень длинные улицы, с домами, соединенными один с другим заборами («заплотами») протянулись неподалеку от небольшой речонки. Узенькие переулочки («пиравулки») пересекают их. Таким проулком мимо двора и гумна, можно выйти к речке; или за село, – к горе, в поле, на выпас. Долина, где расположились семейские, представляет довольно болотистую почву: идешь по улице, а дорожная насыпь зыблется, эластично углубляется («зыбун»). По канавкам стекает выдавливаемая сизо-мутная жижица. В нескольких селах находятся настоящие болота, – калтус. Такова низкая часть Мухоршибири, где живут православные или «сибиряки», по терминологии старообрядцев. В последние годы в некоторых местах выступило в особенности много воды, так что пришлось снести постройки с насиженных мест и оставить гумна и огороды. Плохо обстоит дело и в Н. Загане. Когда подъезжаешь к этой деревне; со стороны Мухоршибири, то видишь раскинувшееся топкое болото, а за ним протянувшуюся деревню. Заганцам селиться уже некуда стало: с двух сторон болота, с третьей засееное поле; а продолжение долины занимает Старый Заган, вплотную примкнувши к Новому Загану. В Ст. Загане население православное. Использовать для построек поле нельзя: засевная площадь и без того не велика, – по две с небольшим десятины на душу. А нужда в постройке большая: за годы войны дело строительства прекратилось; между тем полюбовный раздел во многих домах хотелось бы произвести. Выбрав то или иное место все мужики данной семьи заняты устроением дома для очередного выделения – старшого сына или брата. «Так уж у нас повелось» … Не все села вязнут в болотах. Иные семейские задыхаются в песчаной пыли. Таково село Тарбагатай. Ни клочка травки не видно на главной и старой улице этого села. Другие две улицы находятся в более низкой части, вдоль небольшой речки…»
Село Мухоршибирь сегодня. Съемка произведена в июле 2019 г. Фото автора.
Село Мухоршибирь сегодня. Съемка произведена в июле 2019 г. Фото автора.

Продолжение следует...

Еще почитать по данной теме (перейти по ссылкам) можно здесь :

Как старообрядцы в Сибирь шли

Именитые люди о семейском селе Тарбагатай

Кто такие семейские

Парад семейских домов

В каких селах Забайкалья жили и живут семейские

В каких сёлах Забайкалья жили и живут семейские-2

Спасибо за внимание!