Как отучить ребёнка от постоянного просиживания за компьютером?
То есть, я вообще не против компьютера самого по себе. Например, этот текст написан и сохранён на сайте тоже с помощью компьютера. Ради Бога, пусть будет!
Вот только Норберт Винер даже и предполагать не мог – как и все великие изобретатели и учёные – что получится из его открытий. А получилось вот что. Малыш, который ещё недавно под стол пешком ходил и которому в несколько раз меньше лет от роду, чем домашней кошке, уже подсел на телевизор и компьютерные игры. А это очень вредно.
Дело в том, что мы тут имеем дело с чистым потребительством. Чего-то там мелькает на экране. От самого потребителя завлекательного зрелища мало что зависит. Занимаясь этим, он ничего не развивает: просто теряет время. А ведь детям очень свойственно идти по пути наименьшего сопротивления.
Это так же вредно, как целыми днями лежать на диване. Как постоянно есть конфеты. То, что легче всего, что доставляет удовольствие без всякого труда с нашей стороны, всегда вредно для нас.
Вот почему, хоть мистер Винер тут и ни при чём, но иногда приходится и отклеивать малыша от компьютера. А это нелегко!
Как же этого добиться?
Анамнез и диагноз
Компьютерная зависимость – своего рода разновидность наркомании. Что же происходит в душе юного пользователя, изрядно подсевшего на игры?
Отчасти я уже сказал об этом: он привыкает к тому, что можно жить, или, вернее, биологически существовать (так как человеческой жизнью это трудно назвать), с удовольствием, но без всяких усилий. Соответственно, эта привычка может предопределить его поведение в течение всей жизни.
В играх малыш ничем не рискует. Инопланетяне палят в него из излучателей, по нему ездят танки – а ему ничего! Поэтому не формируется самоконтроль, тормоза личности. Более того, возникает ощущение вседозволенности и безнаказанности, так как дети плохо умеют отделять виртуальное от реального. Они начинают переносить в реальный мир привычки, выработавшиеся в мире виртуальном.
Некоторые игры раздувают природную агрессивность. Это свойство биологическое, есть оно у всех животных, даже тех, кого мы считаем символом кротости (голубей, например). Но человек в норме постепенно приучается свою агрессивность контролировать. В играх, наоборот, человек привыкает сразу проявлять свои агрессивные импульсы.
Наверное, уместен вопрос: а зачем же эти игры выпускают? Просто, чтобы получать прибыль. Просто бизнес – ничего личного.
У верблюда два горба, потому что жизнь – борьба!
Так что нам остаётся? Объявить войну этому проклятому киберящику? И как её вести? Можно, конечно, спрятать под замок все кабели. Тогда киберящик нельзя будет включить. Но вот загвоздка: и мы сами не сможем включить его. А ведь у маленького ребёнка, как правило, своего ноутбука нет: он пользуется маминым-папиным.
Вообще этот путь некоструктивный, тупиковый. Прямой запрет на игры возможен и даже необходим, но только в том случае, если зависимость уже образовалась. Вы видите, что сам малыш уже просто не в состоянии обойтись без игр: его просто с неудержимой силой тянет к ним.
Однако запрещать нужно спокойно. Без злости, твёрдо. Проконтролировать исполнение. Но не воевать с ребёнком из-за этого. Просто спокойно добиться своего.
Киберящик не должен превращаться в яблоко раздора между нами и нашим чадом. Не стоит игра свеч. Мы же не воевать с ним, не бороться с ним хотим. Мы его воспитываем. А воспитание и война – плохо сочетаются. Более того, для полноценного воспитания необходимы доверие и хорошие человеческие отношения.
Так что – пусть верблюды воюют. У них целых два горба. Им можно!
Про бурьян
Как избавиться от бурьяна на своём участке? Выполоть, да. Вот только у всякой там крапивы есть такое свойство: она буквально из ничего вырастает. Маленький корешок останется в земле – и опять всё будет по-прежнему.
Выход один: нужно засеять свой участок полезными растениями и ухаживать за ними.
Аналогия тут самая прямая. Собственно «отучением» от компьютера, хотя именно так называется этот текст, заниматься не нужно или почти не нужно. А нужно – всякими конструктивными делами.
Какими?
В стране Воображулии
Как известно, все дети – фантазёры. Им нравится уходить в выдуманный ими самими мир, где они могут казаться себе Сильными и Могущественными. Это обстоятельство можно использовать.
Допустим, по воскресеньям сочинять с малышом очередную сказку – про него самого. Например, «Витя – победитель Бабы Яги!». Или «Как Витя дракона оседлал». Или «Витя в медвежьей берлоге».
В отличие от компьютерных игр, фантазирование – занятие полезное, Прежде всего, разумеется, потому, что развивает воображение и интеллект. Тут нужно трудиться, выдумывать. Так что ребёнок отнюдь не выступает в роли потребителя, как в играх, - а как раз в роли Созидателя, Творца.
Как Лев Толстой!
В стране Читалии
Разумеется, и это всем известно, любовь к чтению весьма способствует выработке иммунитета от компьютерных развлекалок.
Тут важно понимать – и в этом состоит проблема многих современных родителей – что любить чтение и уметь читать – совершенно разные вещи. Сейчас почти все стремятся научить своё чадо достаточно бегло читать ещё до школы. И, в общем-то, это правильно. Вот только к нашей теме никаким боком не относится.
Предохраняет от кибермании – именно любовь к чтению, увлечение чтением.
Какие дети любят читать? Как правило, те, родители которых любят читать. То есть они заражаются от своих родителей.
Вот чем вы их заразите, такими они и будут. Можно равнодушием к книге заразить. А можно увлечённостью. Смотря что есть в вас самих.
Некоторым наивным людям кажется, что можно воспитать ребёнка как-то так – помимо себя самого. Я вот хам хамом – а моё чадо будет вежливое-вежливое. Я отродясь ни одной книжки по собственной инициативе не прочёл – а он у меня будет прям Ходячая Библиотека.
Ничего подобного. Мы влияем на детей всей своей личностью.
Так что, если вы сами читать не любите, используйте другой метод, о чём речь ниже.
Деловой малыш
Разумеется, и это тоже всем известно, малыши – очень активные, деятельные существа по природе своей. Приверженность к сидению за компьютером – неестественна. Дети любят двигаться, бегать, лазать, проявлять активность, преодолевать трудности, самоутверждаться в роли Ловких и Смелых.
Стоит предоставить им возможности для этого. Завести дома спортивный комплекс. Поставить на балконе ящик чистого песка и пластиковую бутылку с разбрызгивателем, чтобы смачивать песок. Завести аквариум – и пусть ребёнок сам ухаживает за рыбками.
В общем, тут можно дать простор воображению.
У моих потрясающих дочек: Вики и Ники – есть подруга, в два раза старше них, ей уже полтора года! Солидный человек! Зовут эту даму – Настя. Так вот, Настя уже помогает маме пылесосить и вообще убирать по дому. Например, она умудряется двигать за мамой пылесос. Убирать некоторые небольшие предметы, которые мешают.
Так что – много есть дел хороших и важных. Стоит ими увлечь кроху – и ему будет не до киберящика.
Роскошь человеческого общения
Как-то мы были в гостях у своих знакомых под Новый год. Мы получили подарки: все они были сделаны руками детей (их в этой семье трое) из цветной бумаги, фольги и подручных природных материалов (шишек и пр.). Некоторые – очень интересные. Мама в этой семье не лишена художественных дарований: в частности, умеет лепить. И вот нам подарили котов, вылепленных из необожённой глины. Коты раскрашены гуашью в разные цвета – и вообще разные, потому что их тоже, в основном, сделали дети: мама только давала указания.
Мы очень интересно и весело провели время. Играли во множество игр, в основном, подвижных, которых прежде я не знал.
Вот когда родители организуют интересное общение ребёнка с другими детьми и вообще людьми – ему вряд так уж понравится сидеть за компьютером. Просто общаться интереснее.
Юный исследователь
Безусловно, в каждом малыше сидит Христофор Колумб. Пусть не Америку, но собственный двор-то он хотел бы исследовать досконально. А, может, и пару соседних!
Стоит ему в этом помочь. У нас во дворе, например, есть страшно интересные места. В подвале нашего дома живёт кошачья семья. Кошек подкармливают многие жильцы. Часто можно наблюдать, как кошки охотятся на воробьёв. Это детям очень интересно, тем более, воробьи – птицы бдительные, и никогда в когти кошкам не попадают.
Есть у нас и настоящие заросли, прямо джунгли. Взрослый туда и не заберётся, а малыш может. Там ему интересно прятаться. Там он находит удивительных существ: улиток, червячков.
Ещё в одном углу двора постоянно образуется огромная лужа. Она почти никогда не высыхает весной и осенью, только летом, когда долго нет дождя. В этой луже водятся страшные звери: жуки-плавунцы, какие-то личинки. За ними очень интересно наблюдать. По воде можно пускать кораблики. А их ещё нужно научиться делать из бумаги или из щепочек.
Есть дерево, у которого ветки растут почти от самой земли, притом – едва ли не параллельно земле. Это яблоня. По ней очень удобно взбираться. Она большая. Малыш каждый раз может бить свой же рекорд.
Можно собирать гербарий из осенних листьев. Или посадить растение и ухаживать за ним, поливать: это тоже будет делать сам ребёнок. Конечно, он будет беспокоиться о своём растении, как Маленький Принц – о своих баобабах и своей Розе. Тут уж не до игр, когда есть такое серьёзное дело в жизни!
Всё, что малыш успел узнать за долгий и насыщенный событиями день, он может изображать в виде рисунков или же записывать на диктофон, в виде воспоминаний. Рисунки со временем составят целую галерею. Они будут висеть по всей квартире, и по каждому рисунку ваш начинающий учёный сможет восстановить то событие, которое его вдохновило на создание этого шедевра!
Мир разнообразен и в жизни есть чем заняться. Но тот, кто не знает этого, кто не испытал прелести многих и многих увлекательных дел, конечно, может продолжать барахтаться в мутной луже виртуальной развлекухи. Это просто несчастное, обделённое существо. Наши дети такими быть не могут!
В общем, совет Редъярда Киплинга: «Наполни смыслом каждое мгновенье, часов и дней неумолимый бег», - вполне применим и к нашей проблеме.
Наше, взрослое, дело – так организовать жизнь крохи, чтобы эта жизнь была насыщенной, осмысленной, интересной и счастливой. Если это удалось, хотя бы отчасти, то вряд ли такой счастливый и занятой человек рискует заболеть киберманией.
И тогда компьютер станет для него тем, что он и есть: просто инструментом, помощником. И с ним не придётся воевать.