«Где родился, там и пригодился» – одна из самых неоднозначных русских пословиц. Каждый из нас может вспомнить массу примеров, когда уехавший с малой родины человек добивался успеха в крупном городе или даже столице (да, Михайло Ломоносов тоже в их числе). Впрочем, некоторые идут в буквальном смысле еще дальше и уезжают на поиски профессионального счастья в другую страну. Кто-то делает успешную карьеру и на чужбине, а кто-то, не добившись самореализации, либо влачит жалкое существование вдали от дома, либо возвращается на родину (и таких примеров тоже много).
Трудно ли найти работу российскому педагогу за границей, в каких странах придется подтверждать диплом и даже переучиваться, сколько платят учителям-иностранцам в других государствах − разбираемся вместе.
Разные страны – разные условия
Чисто теоретически наши учителя могут найти работу по специальности в любой стране мира. Правда, на разных условиях. Иногда российский диплом признают сразу и без проблем, иногда может потребоваться нострификация (нем. Nostrifikation – приравнивание). Сейчас это термин устаревший, вместо него используют понятие об эквивалентности или признании.
Список стран, в которых не потребуется легализация российского диплома, опубликован на сайте Главэкспертцентра. Но в некоторых государствах (США, Великобритании и прочих) придется не только заверять диплом нотариально, но и сдавать квалификационный экзамен и либо проходить дополнительное обучение, либо несколько лет стажироваться на более низкой должности. Это сложно. А где будет попроще? Отвечаем.
С дипломом российского педагогического вуза можно легко устроиться на работу в странах СНГ. На работу наших педагогов возьмут еще в 80 странах стран мира, в тех, с которыми у России подписано соглашение о взаимном признании документов об образовании. В списке почти все бывшие республики Советского Союза, а также Франция, Испания, Турция, Кипр, страны Азии и Африки.
Особенно востребованы сейчас за границей учителя английского языка. Педагоги - лингвисты без труда могут найти высокооплачиваемую работу, но есть дополнительное требование – необходимо наличие сертификата TEFL/TESOL. Работодатели хотят быть уверенными, что учитель знаком со всеми методиками преподавания, и знает, как и когда их применять.
Получить сертификат нетрудно. Это можно сделать по итогам онлайн-обучения, например в школе TEFL-TESOL-CERTIFICATE.COM. Для этого нужно пройти курс и сдать экзамены. Весь процесс занимает от двух до шести месяцев, в зависимости от того, как быстро пользователь изучает материал и выполняет задания.
Африканские страны
В странах этого континента приезжающим из России и европейских стран учителям и воспитателям настолько рады, что даже зарплату предлагают в несколько раз выше, чем местным педагогам. Например, в ЮАР (самой богатой стране Африки), приглашенные специалисты получают в переводе на российские рубли порядка 180 000, а местные учителя – лишь 55 000.
О том, как здесь работается педагогам, удалось узнать следующее.
Алина Кашапова, которая обучает английскому языку франкоговорящих учеников в частной школе в Кот-д'Ивуаре (он же Берег Слоновой Кости) отмечает, что некоторым школьникам уже по 20–25 лет, и в Африке это считается нормальным.
Другая учительница из России, Асия Халитова, получившая работу в гвинейской школе через российское посольство, рассказывает, что ей довелось обучать школьников русской литературе и в государственной общеобразовательной школе, и в частной, и в школе для слепых и слабовидящих детей. В частных школах обучение платное, но только здесь дети заинтересованы в обучении. В государственных учебных организациях плохие бытовые условия, в классах по 50–80 учеников, часть детей даже в 15 лет еле-еле умеют читать, а на уроках настолько шумно, что многие педагоги используют громкоговорители.
Страны бывшего соцлагеря
Российских учителей принимают на работу по специальности не только в странах Варшавского договора, но и во Вьетнаме, Кубе, Монголии.
В 1972 году эти государства вместе с Советским Союзом подписали в Праге конвенцию о взаимном признании дипломов о среднем и высшем образовании. В каких-то из этих стран положения документа имеют силу и сегодня, а в каких-то их действие прекращено из-за вступления стран в Евросоюз.
Скажем, Польша вошла в ЕС в 2004 году, поэтому действие конвенции распространяется лишь на дипломы, полученные до сентября 2005 года (тогда в ЕС приняли директиву о признании профквалификации). Но есть вполне легальный способ, который позволяет педагогам получить право преподавать во всех странах Евросоюза.
Истории из жизни
Алена Петрова, учитель начальных классов в Великобритании
Выпускница Челябинского пединститута Алена Петрова бесплатно и без каких-либо экзаменов легализовала свой диплом в Польше, сославшись при устройстве на работу в школу на Пражскую конвенцию 1972 года.
Проработав три года по специальности, Алена воспользовалась пунктом III Директивы 2005/36/ЕС, согласно которому такого стажа достаточно, чтобы диплом был признан на всей территории Евросоюза.
Получив справку из польского минобра, девушка уехала в Великобританию, где теперь работает учителем.
Германия
В России есть педагогические вузы и педагогические училища, дипломы которых признают и в других странах Евросоюза, например, в Германии. В этом списке ищете учебную организацию. Если напротив названия стоит буква с плюсиком Н+, значит, его диплом будет признан в этой стране. В таблице есть: Московский педагогический государственный университет (бывший им. Ленина), Московский государственный областной университет (бывший им. Крупской), педагогические вузы Абакане, Магнитогорска, Новосибирска и других городов России. Такой вот приятный бонус выпускникам.
Израиль
А вот устроиться на работу в школу или детский сад в этой стране у российского педагога сходу не получится, несмотря на то что многие в Израиле говорят по-русски и так или иначе связаны с Россией.
Причина вот в чем. В 90-е годы большое количество наших соотечественников эмигрировало в Израиль. Как оказалось, слишком много − такого наплыва людей с высшим образованием государство не готово было трудоустроить по специальности, и законодательство пришлось изменить.
Теперь автоматически признаются лишь дипломы, выданные до 1992 года, то есть еще советскими вузами. Всем, кто закончил педвуз позже, для получения свидетельства о праве преподавания нужно проучиться на специальных курсах один или два года (зависит от присвоенной кандидату квалификации). Лишь после этого человек сможет работать в школе или детском саду.
Кроме того, очень важно, чтобы учитель хорошо знал иврит. Потому что преподавание на курсах подтверждения квалификации ведется именно на этом языке.
Азиатские страны
В Японии, Южной Корее, Вьетнаме и Китае востребованы учителя русского, поскольку наш язык требуется многим местным жителям для работы. Правда, в КНР довольно высокая конкуренция среди носителей русского, желающих его преподавать, но все же получить рабочую визу для учителя вполне реально.
Не будет проблем с трудоустройством в вышеперечисленных странах и у учителей физики или математики.
Очень ценят российских педагогов в Монголии, предлагая зарплату размером около 140 тысяч (в пересчете на рубли) учителям и порядка 70 тысяч – воспитателям детских садов. Наибольший спрос приходится на учителей начальных классов, а также математики, русского языка и литературы.
Востребованы учителя русского языка в Индонезии, где по инициативе Министерства просвещения в конце 2019 года открылся Центр образования на русском языке и обучения русскому языку. В обозримом будущем аналогичные центры должны появиться в некоторых африканских странах, во Вьетнаме и в Боснии и Герцеговине.
Учителя, которым особенно рады
Без труда находят работу в школах за пределами России учителя математики и физики. Объясняется это тем, что отечественная техническая школа пользуется авторитетом в мире еще с советских времен (по инерции это происходит сейчас или нет – сложно сказать). Да и успешные выступления российских школьников на международных олимпиадах тоже впечатляют иностранцев.
Пользуются спросом и учителя русского языка. Особенно он велик в странах, где проживает много русскоязычных эмигрантов.
Истории из жизни
Катерина Баженова, владелец и руководитель школы русского языка и литературы в Чехии
Учитель русского языка и литературы Катерина Баженова около 10 лет назад переехала в Прагу и открыла там собственную школу русского языка и литературы для детей-билингвов. Сейчас в ее школе около 100 учеников, родители которых, русские эмигранты, хотят, чтобы их дети говорили не только на чешском, но и на родном языке.
Катерина отмечает, курсы русского языка в Чехии достаточно популярны, и интерес к ним продолжает расти.
Русский можно изучать в качестве второго иностранного языка в общеобразовательной чешской школе или в институте.
Еще одна категория востребованных специалистов из России – учителя физкультуры, специалисты по организации детских мероприятий, воспитатели детских садов. Их принимают на работу не только в школы и дошкольные образовательные организации, но и в летние лагеря, детские центры, а русскоговорящие семьи приглашают таких педагогов работать нянями и гувернантками. Больше всего вакансий в Турции, Китае и США.
Ну и, конечно, везде требуются учителя иностранных языков (не обязательно английского). Понятно, что носители языка вне конкуренции, но и хорошего специалиста возьмут с удовольствием, особенно если он может преподавать 2–3 языка.
Ищем вакансии
Министерство иностранных дел РФ регулярно размещает на своем сайте вакансии школ при российских посольствах в более чем 70 странах мира.
Требования к кандидатам на вакансию учителя следующие:
- педагогический стаж не менее 5 лет;
- квалификация не ниже первой категории;
- знание как минимум одного иностранного языка;
- опыт преподавания по 2–3 школьным предметам (желательно разноплановым: русский язык и история или география и химия);
- спокойное отношение к жаркому климату.
Контракт заключат на 2–4 года, а отправиться в новую командировку можно будет не менее чем через один год после окончания предыдущей.
Истории из жизни
Анна Медведева, учитель английского языка в Новой Зеландии
Анна окончила лингвистический факультет педагогического университета в Подмосковье. В 90-е годы, еще во время учебы, она работала вожатой в скаутском лагере в США, а также давала частные уроки английского языка в своем родном городе.
После института Анна обучала иностранному языку студентов, а десять лет назад приняла решение эмигрировать в Новую Зеландию, где сейчас работает учителем английского в образовательном центре для русских эмигрантов.
Можно найти работу и на сайтах российских и иностранных агентств по найму. Однако стоит помнить, что этот вариант сопряжен с вероятностью мошенничества, и откликаться на вакансии стоит только после тщательной проверки данных как о самом агентстве, так и о работодателе.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.