1. Краткость
Краткость. Не пишите вы всю свою биографию. Количество детей, их возраста, имена, все свои интересы. Если вы претендуете получить работу юриста в российской компании, не стоит расписывать, как вы любите кухню Восточной Азии, лепить из глины, бокс или как вы выиграли конкурс со своим шпицем. Не надо тут же описывать свой опыт работы со времён первого мандарина, проданного в четырнадцать лет на рынке, или как вы работали дворником в свои двадцать три, и что там входило в ваши обязанности.
Работодателю на этапе резюме не нужно знать о вас всё. Ему это неинтересно. Он хочет, чтобы его сотрудник соответствовал требованиям и справлялся со своими обязанностями.
И даже если вы пишите только важные вещи, не нагромождайте предложения союзами, однородными членами, запятыми и прочим. Подобный текст не читабелен. Он тяжело воспринимается. Не усложняйте.
Однажды, ко мне на собеседование пришла девушка. Ей было около двадцати двух лет. Она принесла своё резюме. Даёт его мне. Я чуть не упала со стула. Пять страниц. Пять страниц! На черта? Кому они нужны? Вы не такой особенный, чтобы менеджер по работе с персоналом, или тем более, руководитель тратил на чтение вашего резюме столько времени. Им не интересна вся ваша жизнь. Они не будут зачитываться ей. Компании просто нужен хороший работник.
У меня в почте было резюме, где на оператора в call-центр написали примерно следующее:
"1. Водительские права: Да Нет
Категория: А В С Д Е год получения: __________
Наличие автомобиля: Да Нет
Можете ли Вы использовать собственный автомобиль в производственных целях? Да Нет
Марка машины объем двигателя: __________"
2. Обеспеченность жильем (собственная квартира, аренда или др.): собственное
Эти сведения в резюме не нужны, если не показывают какие-то явные преимущества для компании.
Помните: большой текст напрягает нас уже сам по себе, хотя мы ещё не начали его читать.
Работодателю не интересны эти семь компаний, в которых вы немного поработали, и где якобы у вас были какие-то крутые обязанности. Кандидаты любят в текстах резюме заумные слова и интересную терминологию, и нередко пишут о том, что не имеет ничего общего с должностью, на которую они претендуют.
Работодателю нужна информация о том, что вы знаете, как работать с кассой, когда хотите устроиться на работу кассира, ведь у вас есть конкретный опыт в этом. вас не надо ничему обучать? Всё написано понятно, конкретно, к тому же бросилось в глаза? Алилуя! Вы приняты.
Пишите кратко.
2. Простота
Читабельность – вот, что действительно важно. Она обеспечивается простотой.
Текст читабелен только тогда, когда есть простота. Простота укорачивает текст и делает его читабельным. Пишите проще.
Однажды, работая в отделе кадров, я наткнулась на резюме, где было написано: «Пожелания к работе: много бабла». Серьёзно? Прям много? Прям бабла? Прям на полном серьёзе? Я даже не представляю, куда можно устроиться с подобной графой в резюме. К слову, жаргон – это не единственный недостаток здесь, но об этом чуть позже. То есть, когда я говорю писать проще, это не значит, что можно писать в любой форме, матом или на сленге: бабло, сортир или ещё что. Вы должны осознавать, зачем и куда вы пишите. Это вопрос воспитания. Это вопрос уважения.
Не нужны: длинные сложноподчинённые и сложносочинённые предложения с кучей однородных членов, множеством пунктуационных знаков и длинных слов с не всегда ясным значением.
Не нужно заумных слов. Чем сложнее текст, тем хуже он усваивается, и тем меньше хочется его читать. Это не художественная и не научная литература, это резюме.
Избегайте слов и выражений подобных этим: «в очередной раз», «переупаковывать» и т.д.
Заумные клише. Они убьют ваше резюме. В школе, университете нам рассказывают, что мы должны использовать такие слова как: «коммуникабельность», «пунктуальность», «стрессоустойчивость», «интеллектуальность», но это уже так не работает. Вы можете это указать, но вы теперь не выделяетесь, не считаетесь более образованным или компетентным. Вы похоже на всех остальных, читая которых работодатель думает: «да-да-да, бла-бла-бла…». Похоже на «копировать-вставить» из классического образца резюме.
Обязанности частенько облачают в сложный текст, скрывая за ним, то незначительное, что было на самом деле. Многие думают, что так лучше, что за счёт этого вы выглядите умнее и это добавляет вам очков, но часто это не так. Работодатель понимает, что суть важнее. А чтобы её уловить ему надо пройти через дебри, потратить на это время и силы. На это уходит больше времени и энергии, нежели на ясное и простое резюме. Вы можете быть крутым, даже очень крутым, но об этом надо ещё прочитать. А таких, как вы у них вагон и ещё маленькая тележка - позади. Имейте это ввиду.
Реальный пример (название организации изменено). Девушка хочет устроиться оператором в call-центр или пусть даже менеджером по продажам косметики, и она пишет, чем занималась до этого:
"2014-2016 гг. ООО «Дельфин». Должность: продавец–кассир. Функциональные обязанности: обслуживание покупателей в соответствии с технологией продаж, консультирование потребителей по свойствам и качеству товаров, составление заявок на товар, документооборот."
Девушка работала продавцом-кассиром! Она же не была менеджером по продажам, не надо всё так усложнять. Вас не возьмут на работу оператора за то, что вы как продавец-кассир следовали некой технологии продаж. В примере под этим не подразумевается что-то особенно. По сути – это просто слова, чтобы увеличить свою ценность в глазах работодателя. Но если вы не в первой десятке людей, с которыми уже имел дело работодатель, то есть если он не новичок, то это не сработает. Это просто усложнит ваш текст. Не пишите лишнего.
Вместо «ООО», лучше написать, что это продуктовый магазин, или если это крупный магазин, то супермаркет, например. Если вы работали в другом городе и переехали, то работодатель не в курсе, что это за «Дельфин» - может это какой-нибудь рыболовный магазин. «Обслуживание покупателей» - что имеется в виду - продажи? Так и пишите. Это слово гораздо лучше. В данном случае, оно даже сильнее и скорее повлияет на работодателя. «Консультирование потребителей по свойствам и качеству товаров» - ух ты! А я думала, что вы рассказывали людям, где находится туалет, и как им пользоваться. Мол, мало ли, какие консультации в магазинах. Здесь же и так всё понятно. Упрощайте. Потребители – это мало употребляемое слово, буквы «т», «р», «б» рядом усложняют чтение и восприятие. Вместо «потребители», можно написать «клиенты». Просто и понятно, часто используется в обычной речи.
Исправим:
"2014-2016 гг. ООО «Дельфин». Должность: продавец – кассир. Функциональные обязанности: обслуживание покупателей [?] в соответствии с технологией продаж, консультирование потребителей по свойствам и качеству товаров, составление заявок на товар, документооборот."
Новый вариант:
"2014-2016 г.г. Продуктовый магазин «Дельфин». Должность: продавец – кассир. Обязанности: консультирование, продажи, работа с кассой, составление заявок на товар, документооборот."
Сложно написано – Вам же хуже. Человек, который вас нанимает такой же человек, как и вы. А читать длинную, сложную тягомотину не хочет никто. У работодателя просто может не быть на это времени. Ваше резюме отправится в корзину, в ту же минуту, как его начнут читать.
Пишите просто.
3. Точность.
Выражайтесь точно.
В моём примере, где парень пишет, что хочет «много бабла» он помимо того, что совершает ошибку, употребляя эту форму, он ещё и доносит мысль не ясно. Много – это сколько? Что такое много, как это понять работодателю?
Пишите точно.
4. Грамотность.
Грамотность – то, без чего вас вряд ли возьмут на работу. Но в любом случае, если будет выбор, то возьмут человека, который будет более грамотным.
Орфография, синтаксис, пунктуация, лексика - всё должно быть в порядке, на уровне. Проверьте свой текст, в частности, на опечатки. Даже это может сказаться на результате. Это показывает вашу невнимательность и пренебрежение к вакансии. Вам всего нужно без ошибок написать одну или две страницы, а вы и этого не можете – думает работодатель.
На своём опыте менеджера по персоналу, скажу, что это сильно портит впечатление.
Пишите грамотно.
5. Ключи к конкретной вакансии
Пишите то, что относится именно к той вакансии, на которую вы рассчитываете.
Если в вакансии указывается, что требуется торговый представитель, напишите, что на предыдущем месте работы вы всегда выполняли план продаж, что у вас имеется автомобиль, и вы хорошо знаете город. Не стоит писать о том, что Вы сертифицированный фитнес-инструктор. Думаю, вы уловили мысль.
Исследовав более тысячи резюме, я выделила самые частые качества, которые указывают кандидаты на разные должности, это:
- коммуникабельность;
- пунктуальность;
- ответственность;
- стрессоустойчивость;
- быстрая обучаемость.
То есть на все должности одно и то же. Но вакансии-то разные.
В целом, да, эти качества универсальны, и всегда подойдут. Однако, чтобы нацелиться и попасть на то место, которое хотите, вакансию следует рассматривать более узко. Если вы претендуете на должность бухгалтера, то скорее стоит указать не эти универсальные качества, а узкоспециализированные. То есть:
- внимательность;
- аккуратность;
- стрессоустойчивость;
- гибкость;
- ответственность;
- скрупулёзность;
- пунктуальность;
- тактичность, вместо коммуникабельности. Последнее, обычно, указывается как синоним общительности. В наше время это пишут все, кто просто любит поговорить, поболтать. И воспринимается частенько слово «коммуникабельность» именно так.
Опыт работы и достижения должны быть показаны именно в связи с той работой, на которую Вы претендуете.
Объявление на вакансию актёр-аниматор:
"В детский театр на постоянную основу требуется актеры-аниматоры (девушка и молодой человек)
Резюме с фото (кандидатура без фото рассматриваться не будет) отправлять на почту или на номер по ватсаппу. Не звонить!
Обязанности:
Выступления.
Требования:
1. Супер ответственный человек, такой, который никогда не подведет.
2. Пунктуальный. Если для тебя опоздание хотя бы на 5 минут - полный крах, значит ты подходишь.
3. Артистичный, легко обучаемый, чтобы все замечания запоминались и исправлялись ошибки, а не пропускались мимо ушей.
4. Хорошо поставленная речь, громкий голос, чистый русский язык, отличная память.
5. Серьёзное отношение к работе.
6. Умение ладить с детьми, находить с ними общий язык.
Условия работы:
Занятость по будням с 14:00 до 17:00 приблизительно.
Оплата: 1000-1500 за выступление."
А вот сообщение-резюме, которое я отправила на WhatsApp работодателю, когда хотела устроиться на эту работу:
"Добрый вечер J
Вакансия: актёр-аниматор
Соколова Зинаида Витальевна, 24 года
Выпускница театральной студии "Логос". В спектаклях исполняла главные и эпизодические роли. Есть: свидетельство, дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственное письмо от Ю.В. Заболева.
Личные качества:
- пунктуальность;
- общительность;
- ответственность;
- хорошая обучаемость.
Занятость: не совместитель, полностью устраивает график.
Вредных привычек нет."
И мне ответили. Я была безумно рада. Далее, я пошла проходить следующие этапы для получения этой работы.
Заметили? Я написала только важное, ключевое для этой вакансии. Поэтому она мне открылась – я воспользовалась ключами именно от этой двери. Моя цель в этом сообщении очевидна. Без вариантов. Это не резюме на юриста, логиста и на парикмахера. Оно предназначено только для вакансии актёра-аниматора. В вашем резюме может не быть изюминки, чего-то необычного, но ваша фишка в другом. Ваше преимущество – это их надежда на вас, потому что вы, очевидно, подходите. Вы просто говорили о важных для работодателя вещах. Именно по этой причине, он сразу начинает думать о вас как о подходящей кандидатуре.
Если человек в поисках, и произносит: «Где же ручка?», а вы подходите и говорите: «Могу дать стул» - это, как минимум странно. На черта человеку, который ищет ручку, стул?
Думаю, вы поняли мысль.
Пишите ключевое для данной вакансии.
6. Достоверность
Пишите честно. Не врите. Информация должна быть подлинной. Любая, данная в резюме информация может быть проверена. Вы не должны бояться, что вас раскроют.
Если вас раскусят на этапе резюме, вам не перезвонят. А если на этапе собеседования - это будет провал. И каждое ваше слово, как в резюме, так и на собеседовании после вскрытия, будет поставлено под сомнение. Не говоря уже о том, что с вами просто не станут дальше продолжать разговор, и что-то обсуждать. Никто не хочет иметь дело со лжецами.
Вы пишите, что вы умеете работать с кассой, а это не так. И если вы не сможете быстро это освоить, то вас просто выкинут с этой работы. И это нормально.
Вам не нужна работа, с которой вы не справитесь. Вы потратите своё и чужое время, испортите впечатление о себе, и снова останетесь без работы. Если вас не берут, значит это не ваша сфера или не ваша должность, по крайней мере, сейчас. Может кто-то просто чуть лучше себя отрекламировал или имеет чуть больше опыта. Это нормально.
Чтобы было удобно, проанализируем уже известный пример вакансии и отклика на неё.
Объявление на вакансию актёр-аниматор:
"В детский театр на постоянную основу требуется актеры-аниматоры (девушка и молодой человек)
Резюме с фото (кандидатура без фото рассматриваться не будет) отправлять на почту или на номер по ватсаппу. Не звонить!
Обязанности:
Выступления
Требования:
1. Супер ответственный человек, такой, который никогда не подведет.
2. Пунктуальный. Если для тебя опоздание хотя бы на 5 минут - полный крах, значит ты подходишь.
3. Артистичный, легкообучаемый, чтобы все замечания запоминались и исправлялись ошибки, а не пропускались мимо ушей.
4. Хорошо поставленная речь, громкий голос, чистый русский язык, отличная память.
5. Серьёзное отношение к работе.
6. Умение ладить с детьми, находить с ними общий язык.
Условия работы:
Занятость по будням с 14:00 до 17:00 приблизительно.
Оплата: 1000-1500 за выступление."
Мой отклик на эту работу:
"Вакансия: актёр-аниматор
Соколова Зинаида Витальевна, 24 года
Выпускница театральной студии "Логос". В спектаклях исполняла главные и эпизодические роли. Есть: свидетельство, дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственное письмо от Ю.В. Заболева.
Личные качества:
- пунктуальность;
- общительность;
- ответственность;
- хорошая обучаемость.
Занятость: не совместитель, полностью устраивает график.
Вредных привычек нет."
Я не указывала: «умение ладить с детьми, находить с ними общий язык», хотя это было в требованиях. И вроде бы это ключ… но я не могу это написать, потому что не могу ответить за эти слова. Я не знаю, как у меня с этим дела. Смогу ли я делать то, что будут требовать от меня на этот счёт? Я не знаю, насколько я хороша или плоха в налаживании общения c детьми. Я не в курсе, с какими детьми придётся иметь дело, сколько им лет, и что это вообще значит…
Не уверены – не пишите.
Если вы ищите работу за 70 000 рублей в месяц, то не надо указывать, что 30 000 – это желаемый уровень дохода, лишь бы вас взяли, мол, потом разберётесь да подумаете. Думать надо сейчас. Иначе, только время потеряете. Будьте честны перед собой. Сколько вы хотите за Ваш труд? Если он столько стоит, то всегда найдётся тот, кто заплатит эту сумму. Если у вас есть особый план, на счёт быстрого финансового взлёта в компании, и вы уверены в себе, то, в путь. Но имейте в виду, терпеть долго нелюбимую работу - это глупо. Так, вы отравляете не только свою жизнь, но и жизнь людей рядом. Работа влияет на вас. Большинство из нас именно там проводит всё своё сознательное время.
То, что хочешь всегда можно получить, и довольно быстро. Я понимаю, когда вам постоянно отказывают, верить в это сложно. Но мой личный опыт и наблюдения доказывают, что не всё можно получить, но всё можно взять самим. Вам может показаться, что платить 400 000 в месяц системному администратору никто не будет, ведь его обычная заработная плата не бывает выше 90 000 рублей, и очень удивитесь, когда узнаете, что это не так. Вам может показаться, что никто не будет платить 70 000 за один макияж, но вы удивитесь, когда узнаете, что и это тоже не так.
Если вы ищите творческую работу, то даже не смотрите в сторону иных профессий. Не нужно делать и рассылать резюме и на бухгалтера, и на хореографа. Вы должны признаться себе честно в своих желаниях. И не морочить голову ни себе, ни другим.
На этой планете точно есть работа именно для вас, вам просто нужно её найти. И только честность может помочь вам.
Пишите правду.
7. Актуальность информации
Информация о вас должна быть актуальной, свежей. Если вы когда-то программировали дизайн сайта, но сейчас не помните, как это делается не стоит писать, что вы web-дизайнер. Когда вас спросят, и окажется, что вы не можете создать сайт, его дизайн и прочее, тогда каждый пункт вашего резюме будет поставлен под сомнение.
Если к резюме прикрепляются какие-то работы, портфолио, то они также должны быть свежими. Желательно не две работы которые вы делали в 1998 и 2001 году, а те, что делались накануне. Конечно, если есть старая работа, но которая демонстрирует всё лучшее в вас как в специалисте, её, безусловно, следует включить.
Актуальность касается не только словесной информации, но и фотографий. Фотография – это тоже форма информации. Она информирует о ваших: внешности, ухоженности, впечатлении, которое вы производите. А, если работодатель знаком с физиогномикой, то лицо ему расскажет и о Вашем характере.
Фотография, прикрепляемая к резюме, должна быть свежей.
Если Вы из блондинки перекрасились в брюнетку, то фотография, где вы со светлыми волосами уже не подойдёт. А если вы только начали из тёмного оттенка краситься в «блонд», то вероятно сейчас на вашей голове кошмар. По отношению к работодателю будет нечестно подавать другую фотографию, это обман. Некрасиво получается. Но если вы быстро придете в свой обычный вид, и приступать к работе надо не сразу, то ничего страшного, главное, что по итогу, вы будете выглядеть соответствующе. Во избежание казуса, когда вы войдёте в кабинет на собеседование, траты своего и чужого времени, нужно прикреплять максимально свежие фотографии.
Как ни крути, не важно: менеджер по персоналу, руководитель или директор - все они люди, у них бывают специфические представления о том, кого они хотят видеть у себя в компании. При равных условиях возьмут того кандидата, который больше похож на сотрудника данной компании, визуально подходит под должность. Особенно, если для данной должности это важно, как например, для работы в салоне красоты или фитнес-студии. Им может быть легче вас научить чему-то новому, нежели менять вашу внешность. Неизбежная субъективность. И это нормально.
Давайте актуальную информацию.
8. Интересные детали или фишка
Исследовав более тысячи резюме, я выделила самые употребляемые качества, которые указывают в своём резюме кандидаты на разные должности, это:
- коммуникабельность;
- пунктуальность;
- ответственность;
- стрессоустойчивость;
- быстрая обучаемость.
То, что работодатель читает в каждом резюме, никак не притягивает внимание, и не прибавляет вам баллов. Это как сказать: «бла-бла-бла». Поэтому, среди всех однообразных резюме вы должны как-то выделиться.
1. Цитаты. Это может быть, например, характеризующая вас цитата, конечно, которая придаёт вам ценности, а не отнимает её. Так, ко мне на собеседование попала девушка, которую без написанной ей цитаты, я бы даже не рассматривала. Просто было интересно увидеть этого человека. И конечно, когда она приходит, я её рассматриваю, ведь я уже её пригласила.
2. Оформление. Также вы можете отличиться оформлением резюме, главное - сделать это умело. Это может быть рамка, расположение текста, и даже резюме-презентация.
3. Достижения. Интересные достижения. Что-то выделяющее вас из толпы и показывающее вас с лучшей стороны. Если в вашей жизни их было много, то напишите самое крутое, самое примечательное. Оно может быть не связано с должностью, но оно заставляет заинтересоваться Вами. Вас пригласят на собеседование, хотя бы просто, чтобы увидеть или расспросить об этом достижении. Да, такое тоже бывает. Человеческий фактор. В любом случае, всё должно быть уместно, так что не забывайте, куда вы желаете попасть. Выиграв чемпионат по strip dance, лучше об этом не писать, претендуя на должность юриста в инвестиционную компанию, особенно в России. Имейте в виду.
Внедрите фишку.
Таким образом, принципы написания резюме это:
- краткость
- простота
- точность
- грамотность
- ключи к конкретной вакансии
- достоверность
- актуальность информации
- интересные детали или фишка
Не мудрите, просто придерживайтесь принципов и не пишите лишнее. Удачи вам!