Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
И снова про «кривую» Землю. Вы будете смеяться, но да! И летающим радарам мешает кривизна земли. Она ограничивает дальность обнаружения низколетящих целей ВСЕХ самолётов ДРЛОиУ. Эта дальность практически одинакова для всех современных типов, зависит в основном от высоты полёта и составляет около 350-370км (при высоте полёта 9км). И первым такой дальности обнаружения достиг американский E-3A Sentry (англ. Часовой). Рекорд абсолютный, потому что достигнут физический предел. Как бы ни совершенствовались последующие летающие РЛС, никакая не сможет это превзойти.
В конце шестидесятых в СССР ОКБ Сухого активно работало над проектированием фронтового бомбардировщика. Результатом было создание самолёта Су-24 -носителя ядерного оружия. Особенностью его была способность совершать полёт в режиме огибания рельефа местности на высоте 200м и скорости 1400км/ч. При этом он имеет боевой радиус 560км по профилю средняя-предельно малая-средняя высота. Справедливости ради нужно сказать, что примером для разработчиков послужил F-111, который лично главный конструктор Су-24 О.С. Самойлович подробнейше отснял на выставке в Ле-Бурже в 1967 году. Была также словесная информация о его последующей модификации до FB-111А, способного совершать прорыв ПВО на предельно малых высотах. Это всё. К часто возникающим вопросам о копировании нами американской техники – этих данных для копирования было недостаточно. А для того, чтобы вдохновиться, в самый раз!
Су-24
Ютюб не отдаёт ссылку, но пройдите Крутой ролик, полёт Су24 на предельно малой высоте среди сопок. Обратите внимание на пикирование в сопки на 2.35
Появление информации о разработке русскими такого самолёта сильно напрягло натовских стратегов. Нужно было что-то противопоставлять ему.
К концу 1960-х уже был опыт войны во Вьетнаме, арабо-израильской «шестидневной» войны. Было совершенно понятно, что авиация уходит на предельно малые высоты. Возникла потребность выносить вперёд рубежи обнаружения советской авиации не только над морем, но, прежде всего, над европейским ТВД. Причём требовалось не только обнаруживать воздушные цели, но и наземные, например танковую колонну. Наземные РЛС не могли обеспечить нужной дальности, но не могли её обеспечить и существующие тогда самолёты ДРЛОиУ. Собственно речь о двух типах – E2-C Хокай и ЕС-121 Варнинг Стар. Эти два самолёта неплохо работали по маловысотным целям над морем, но не очень хорошо обнаруживали и сопровождали такие цели над сушей. А европейский ТВД, это в основном суша. РЛС, устанавливаемые на вышеуказанные самолёты, были импульсными. (Принцип работы импульсной РЛС).
Требовалась специальная аппаратура для выделения сигналов движущихся целей на фоне неподвижной поверхности. Для наземных импульсных РЛС это не очень сложная проблема, например, можно записать радиолокационный эхо-сигнал в одном цикле сканирования и вычесть из него сигнал второго цикла. Полученная разность и будет означать что-то, что сдвинулось с места. Но летающий радар сам передвигается, такой способ уже не годится. Поэтому системы селекции движущихся целей, становились весьма сложными, но всё же не давали хороших результатов. Более того, для того, чтобы видеть самолёты не на фоне земли, а на фоне неба сами самолёты ДРЛОиУ иногда были вынуждены работать на высоте 600м.
Для наземных РЛС уже был отработан и другой метод работы по низколетящим целям (НЛЦ) -использование эффекта Допплера. Одной из лучших в мире РЛС, использующей этот эффект, был радиолокатор подсвета целей ЗРК С-200. Принцип его работы описан в статье «Почему погибли офицеры ВКС»
Все вышеизложенные обстоятельства привели к решению США начать программу Overland Radar Technology – Наземная радарная техника в буквальном переводе, но понимать нужно как «Радар, работающий по целям на фоне земли». Тогда же было принято обозначение будущего авиационного радиолокационного комплекса AWACS - Airborne Warning and Control System, что расшифровывается как - воздушная система предупреждения и управления. Эта аббревиатура стала именем нарицательным для всех сегодняшних иностранных самолётов подобного назначения.
Разработчикам была поставлена задача: создать импульсно-доплеровскую РЛС, объединяющую лучшие качества обоих радиолокационных методов. Решение этой задачи было чрезвычайно сложным. На первых порах не получалось даже надежно отличать воздушные цели от движущихся автомобилей. Выделять отметки целей чисто электронным способом невозможно, необходимо применять цифровую обработку. Поэтому в состав оборудования пришлось включить компьютер. Это был мощнейший по тем временам 16-разрядный AP-101 из семейства IBM System/4 Pi с памятью в 1Мб и производительностью в 480 000 операций в секунду. Параметры многих, даже современных, компьютеров боевой техники могут показаться геймерам и продвинутым юзерам смешными. Но практически все они работают на микрокомандах, с однозначно закреплёнными за конкретными машинными словами ячейками памяти и регистрами, без операционных систем и разнообразия программ. В результате они выполняют свои задачи.
В конкурсе участвовали радары фирм Hughes Aircraft Company и Westinghouse Electric. Лучшим был признан образец компании Westinghouse, который получил обозначение AN / APY-1. Для антенны было принято решение использовать принцип фазированной антенной решётки.
ФАР самолёта E-3 Sentry обладает уникально малыми задним и боковыми лепестками диаграммы направленности, что очень положительно влияет на помехозащищённость РЛС. Во время операция «Буря в пустыне» в Ираке в 1991 году подавить AWACS помехами так и не удалось.
В «шляпке гриба» - обтекателе антенны находится довольно много оборудования, аппаратный отсек позади полотна ФАР. Таким образом антенна может излучать только в одну сторону. Поэтому «гриб» сделан вращающимся.
Ещё в процессе предварительной проработки функциональной схемы РЛС инженеры фирмы Westinghouse сделали вывод о том, что вес оборудования РЛС, управления и связи будет порядка 10-12т, а потребная мощность генераторов составит до 400-500кВт. Определились и размеры и примерная конструкция антенны. Требовалось решить вопрос о самолёте, который был способен поднимать нужный вес, обеспечивать электрогенерацию, высоту и продолжительность полёта. От идеи создания специального самолёта для этой цели отказались быстро. Приняли решение использовать в качестве базы строящийся крупной серией пассажирский Боинг-707. В феврале 1972 года начались испытания первого из двух прототипов AWACS EC-137D, а в 1975 году началось серийное производство модели E-3A Sentry.
Самолёт имеет следующие характеристики
Практический потолок___________________11.5км
Высота патрулирования _________________ 7-9км
Продолжительность патрулирования __6часов на удалении 1600км
Экипаж______________________________________4 лётный, 16 операторов
Дальность обнаружения КР на ПМВ____260км
истребителя на ПМВ_______ 360км
бомбардировщика на БВ ___600км
На сегодняшний день самой продвинутой модификацией является E-3G. Чтобы не запутаться в обозначениях, решено всем модифицированным до этого уровня самолётам делать весёленькую раскраску.
E-3G Sentry
Обратите внимание на «щёки» самолёта. Это антенны станции радиотехнической разведки AB/AYR-1. Эта станция может не просто определять направление на работающие РЛС, но и распознавать (не путать с термином «опознавать») до 500 типов бортовых и наземных РЛС, а значит давать конкретную информацию где какие самолёты, РЛС и ЗРК. И это на дальности до 500км. То есть основная РЛС ещё может не видеть цель – например нашу крылатую ракету «Калибр», а станция РТР уже распознаёт её по работе радиовысотомера. Практически на радиогоризонте.
Такой "портрет" РЛС - это именно то, что "срисовывают" многочисленные самолёты-разведчики: мощность, ширина диаграммы, цикл сканирования, частота повторения импульсов и частота зондирующего сигнала, а вовсе не какие-то мифические "коды С-400".
Британские «джентльмены», наоборот, демонстрируют строгий стиль. Никаких излишеств
Самолёт E3-D британских ВВС с авиабазы Waddington
Операторы E-3 Sentry за работой
Операторы E-3. Возвращение на базу. Отдых.
По данным за 2016 год в мире эксплуатируется около 30 самолётов AWACS E-3 Sentry разных модификаций
Родной базой для них является авиабаза Тинкер в Оклахоме
Но они используют авиабазы по всему миру основные: Европа – Гайленкирхен (объед.), Авор (фр), Уэддингтон (брит), Ближний Восток – Дафра, Дальний Восток – Кадена, Эльмендорф. С двух последних регулярно летают вдоль восточных границ России. Всегда отслеживают полёты наших «стратегов». Обязательно следят за самолётом президента Путина, как было, например, 17-го июля 2014, когда был уничтожен MH-17 над Донбассом. AWACS патрулировал в тот день над Польшей. Можно абсолютно не сомневаться, что траектории всех самолётов, ракет в памяти его компьютера записаны. Но что-то не спешат обнародовать.
Самолёты Boeing-707 уже давно не выпускаются. Пока США не планируют заменять, базовый самолёт для AWACS, но к этому всё готово. Есть опыт установки РЛС AN/APY-2 и другого оборудования на самолёт Boeing-767. Четыре таких самолёта ДРЛО были произведены по заказу Японии. Есть «эконом-вариант» с другим составом оборудования на Boeing-737, он поставлялся Турции, Австралии. Испания, Бразилия, Аргентина, Швеция тоже сумели сделать самолёты такого назначения. Израиль, вдохновлённый успешным использованием E-2C, самостоятельно разработал аж три модели таких самолётов
Автор собирает средства на создание аналитического портала. Спасибо за поддержку!