«Цену смерти спроси у мертвых» против «Декабрьской жары».
Два фильма об одном историческом событии, снятые с разницей в 30 лет, с разных идеологических позиций.
Есть такой знаменитый фильма Акиры Куросавы «Расемон» (1950), по мотивам рассказов Акутагавы Рюноскэ. В нем одно событие показано с разных точек зрения: взгляд зависит от той роли, которую играл в событии персонаж. Все говорят разное. Кто-то же точно врет? Или каждый врет по-своему? Так, правда, вообще, возможна?
Важная тема для тех, кто хочет понять, какие отзывы на фильмы считать правильными? (Спойлер: никакие, а точнее, все.)
Недавно обнаружила, на мой взгляд, уникальную пару фильмов, которые рассказывают с разных позиций (победителей и проигравших) о неудачной попытке коммунистов захватить власть в Эстонии 1 декабря 1924 года.
Не знаю в истории кинематографа случая, чтобы в одной стране, находившейся в разные периоды под властью разных идеологий, снимали художественное кино об одном событии с диаметрально противоположных позиций.
«Декабрьская жара»/Detsembrikuumus
режиссер: Аско Казе
В ролях: современные эстонские актеры.
В эпизодической роли Григория Зиновьева, крупного советского и партийного деятеля, куратора восстания из-за границы, снялся Евгений Князев.
Эстония, 2008
Конец ноября 1924 года. Таллинн. В центре сюжета – молодая пара. Он – бедный, без перспектив офицер эстонской армии, принимает решение уйти в отставку; она работает на телеграфе и мечтает о красивой жизни в Париже. В это время коммунисты-нелегалы, при поддержке СССР, готовят восстание. В Таллинн завозится оружие, через границу перебрасываются группы боевиков. 1 декабря утром ни о чем не подозревающие муж и жена приезжает на вокзал, чтобы сесть на поезд и отправиться в Париж, но вокзал оказывается одним из объектов, которые с началом восстания захватывают красные…
Фильм заканчивается титрами, что до развала Советского Союза осталось 67 лет.
«Цену смерти спроси у мертвых»
режиссер: Кальё Кийск
сценарий: Мати Унт
В главных ролях: Юозас Киселюс («Долгая дорога в дюнах»), Гедиминас Гирдвайнис, Мария Клёнская, Элле Кулль, Энн Краам, Пол Лаасик, Калью Комиссаров
СССР, «Таллинфильм», 1977
В этом фильме описываются события после неудавшегося восстания.
В центре сюжета – трагическая судьба как бы одного из лидеров восстания (вымышленного персонажа, но есть прототип), прятавшегося, но по доносу схваченного и приговоренного к смертной казни (на скриншоте слева). Уговорить написать книгу о неудавшемся восстании, тем самым заслужить помилование, к нему отправляют его бывшего школьного товарища, с близкими, социалистическими идеями. Тому это не удается. Не справляются с этим жена и отец. Главный герой предпочитает смерть предательству идеалов.
В финале главного героя готовят к обмену на эстонских военнопленных, находящихся в СССР, но по пути он становится жертвой спланированной провокации.
Фильм заканчивается словами о том, что до восстановления Советской власти в Эстонии осталось 15 лет.
Сами фильмы по отдельности, на мой взгляд, можно порекомендовать только тем, кто интересуется историей Эстонии и независимости Эстонской Республики, взаимоотношений Эстонской Республики и СССР.
С художественной точки зрения, ценность их небольшая.
Фильм 2008 года откровенно слабый, разве что сцены боев удались. Но для эстонцев-патриотов много воодушевляющего пафоса.
Советский фильм поинтереснее, кажется необычным для того времени, психологичным, пытающимся разными, нетривиальными способами передать ощущения персонажей, трагизм ситуации. Но все равно воспринимается устаревшим, так как сильна политическая составляющая, чтобы считать его положительных героев положительными для себя. В то же время могу представить, что есть зрители, из ностальгирующих по советским временам, кто будет переживать.
Но зато, если смотреть фильмы в паре, можно получить особое удовольствие. Сравнение двух фильмов позволит увидеть очень интересные переклички – фильмы как будто спорят друг с другом: кто же, в итоге, оказался прав? Кто победил? В ближайшей перспективе и через многие годы…
На мой взгляд, в этом плане все советские фильмы о гибели героев во имя победы светлого будущего приобретают особый трагизм.
И в фильмах есть что сравнивать – события описываются, конечно, упрощенно, но не примитивно: и в «Декабрьской жаре» и в «Цене смерти…» можно увидеть приметы того, что обстановка в Эстонии 1 декабря 1924 года была неоднозначной.
А еще оба фильма представляют интереснейший материал для т.н. кросс-культурного исследования (сравнения двух культур – советской и пост-советской) советского и пост-советского кинозрителей.
В каждом фильме именно с позиции своего времени, того зрителя, для кого этот фильм предназначался, освещалось данное событие.
Расставлялись свои акценты (для одних важно было отстоять независимость; другим – установить «справедливую власть»), в положительные герои назначались персонажи по разные стороны баррикад, а отрицательные, враги, наделялись, иногда одинаковыми, отвратительными чертами.
Оба фильма о чем-то умалчивают (из того, что реально происходило), но умалчивают в пользу своего зрителя, чтобы не портить ему «красивую картинку».
Каждый фильм показывает свою правду, подает произошедшее так, чтобы это было с нужными эмоциями воспринято своим зрителем.
Невозможно, например, представить, чтобы фильм 2008 года был положительно оценен зрителем конца 70-х. И наоборот, современные зрители, а особенно эстонцы, будут считать старый фильм клеветой.
[Подробно об истории восстания 1 декабря 1924 года можно почитать здесь]
Почему такие сравнения интересны и важны? На примере сопоставления «Цену смерти спроси у мертвых» и «Декабрьской жары» можно увидеть, что нет вечной и универсальной ценности конкретного фильма самого по себе. Ценность есть или нет в глазах смотрящего, в зависимости от его предпочтений, интересов, установок, времени, в котором он живет. Все это и формирует его взгляд на увиденное.
Искусство – не буду говорить, что всегда, – ориентировано на субъективные переживания. Которые не могут быть правильными или нет – каждый прав по-своему.