О юэчжах известно не много, хотя об их потомках кушанах и эфталитах есть упоминания во многих исторических источниках.
Юэчжи были скотоводческим иранским народом (ошибочно считается, что они были тюркского происхождения), жившим в Таримском бассейне (основная река современного Синьцзян-Уйгурского автономного района).
Самоназвание их неизвестно, а юэчжи в китайском имело смысл "луноликие", или возможно "едящие мясо".
Первое упоминание о юэчжах в китайских хрониках датируется 645 годом до н.э. как о поставщиках нефрита в Китай. При этом они описываются как "белые люди с длинными каштановыми волосами". Вероисповеданием их был буддизм.
Юэчжи с гуннами жили мирно, обмениваясь царственными заложниками в целях избежания войн.
Первый каган гуннов Моде как раз был заложником и должен был погибнуть во время нападения его отца. Но учитывая более высокий культурный уровень юэчжей чем гуннов он был отпущен. Правда в хрониках говорится о его побеге.
Помня об этом Моде не вел войн против юэчжей (хотя ему и приписывается это). Наоборот гунны образовали своеобразный симбиоз с юэчжи, перенимая от них длительный опыт общения с китайцами и стратегические методы. Так, именно юэчжи научили гуннов методике противостояния с китайской армией путем заманивания и маневренной войны.
Все изменилось при сыне кагана Моде (умер в 174 году до н.э.) - тангрикуте Лаошань Гиюе.
Последнему пришлось столкнуться с попытками отдельных гуннских князей отделиться от кочевого государства, а также с активизацией китайцев.
Поэтому он перешел к старой модели - покорение новых земель с целью пополнения своего личного войска покоренными. Так уже было с дунху и динлинами. Впоследствии эту же тактику избрал потрясатель Вселенной - Джихангир Чингисхан.
Юэчжи были покорены гуннами и все их земли в Восточном Туркестане вошли в состав гуннской империи, а они пополнили конные отряды тангрикута. Это позволило Лаошаню нарастить военные силы (его войско достигло 140 тысяч воинов) и снова разбить китайцев, а также пресечь сепаратизм тюркской аристократии.
Но не все юэчжи покорились гуннам. Часть их ушла на земли современного Семиречья, где образовало новое государство малых юэчжей.
Гунны вели войны и с этими малыми юэчжами, разгромив их в 165 году до н.э. Пришлось юэчжам, перейдя через Сырдарью, воевать с населением Греко-Бактрийского царства, оставшимся после походов Александра Македонского на берегах Амурдарьи.
В конце-концов юэчжи смогли отвоевать себе пастбища в междуречье Амударьи и Сырдарьи и начался период их симбиоза с греко-бактрийцами.
На новых землях они восстановили свою мощь, и при населении в 400 тысяч человек они имели войско в 100 000 луков. В дальнейшем эти юэчжи под именами кушан и эфталитов сыграют огромную роль в истории Центральной Азии.
Таким образом о юэчжях можно сказать как о загадочном кочевом народе, обладавшим высоким уровнем материальной и духовной культуры, ставшим своеобразным интеллектуальным фондом кочевых народов. Благодаря им гунны смогли оформить свое воинское мастерство, а возможно и саму государственность.