Найти в Дзене
История и культура Евразии

Европеоидные юэчжи - учителя гуннов

Оглавление

О юэчжах известно не много, хотя об их потомках кушанах и эфталитах есть упоминания во многих исторических источниках.

Юэчжи были скотоводческим иранским народом (ошибочно считается, что они были тюркского происхождения), жившим в Таримском бассейне (основная река современного Синьцзян-Уйгурского автономного района).

Карта расселения юэчжи. На карте они обизначены как Тохаристан
Карта расселения юэчжи. На карте они обизначены как Тохаристан
Самоназвание их неизвестно, а юэчжи в китайском имело смысл "луноликие", или возможно "едящие мясо".

Первое упоминание о юэчжах в китайских хрониках датируется 645 годом до н.э. как о поставщиках нефрита в Китай. При этом они описываются как "белые люди с длинными каштановыми волосами". Вероисповеданием их был буддизм.

Юэчжи с гуннами жили мирно, обмениваясь царственными заложниками в целях избежания войн.

Первый каган гуннов Моде как раз был заложником и должен был погибнуть во время нападения его отца. Но учитывая более высокий культурный уровень юэчжей чем гуннов он был отпущен. Правда в хрониках говорится о его побеге.

Помня об этом Моде не вел войн против юэчжей (хотя ему и приписывается это). Наоборот гунны образовали своеобразный симбиоз с юэчжи, перенимая от них длительный опыт общения с китайцами и стратегические методы. Так, именно юэчжи научили гуннов методике противостояния с китайской армией путем заманивания и маневренной войны.

Все изменилось при сыне кагана Моде (умер в 174 году до н.э.) - тангрикуте Лаошань Гиюе.

Последнему пришлось столкнуться с попытками отдельных гуннских князей отделиться от кочевого государства, а также с активизацией китайцев.

Поэтому он перешел к старой модели - покорение новых земель с целью пополнения своего личного войска покоренными. Так уже было с дунху и динлинами. Впоследствии эту же тактику избрал потрясатель Вселенной - Джихангир Чингисхан.

Юэчжи были покорены гуннами и все их земли в Восточном Туркестане вошли в состав гуннской империи, а они пополнили конные отряды тангрикута. Это позволило Лаошаню нарастить военные силы (его войско достигло 140 тысяч воинов) и снова разбить китайцев, а также пресечь сепаратизм тюркской аристократии.

Но не все юэчжи покорились гуннам. Часть их ушла на земли современного Семиречья, где образовало новое государство малых юэчжей.

Расселение юэчжи после гуннской агрессии
Расселение юэчжи после гуннской агрессии

Гунны вели войны и с этими малыми юэчжами, разгромив их в 165 году до н.э. Пришлось юэчжам, перейдя через Сырдарью, воевать с населением Греко-Бактрийского царства, оставшимся после походов Александра Македонского на берегах Амурдарьи.

В конце-концов юэчжи смогли отвоевать себе пастбища в междуречье Амударьи и Сырдарьи и начался период их симбиоза с греко-бактрийцами.

На новых землях они восстановили свою мощь, и при населении в 400 тысяч человек они имели войско в 100 000 луков. В дальнейшем эти юэчжи под именами кушан и эфталитов сыграют огромную роль в истории Центральной Азии.

Таким образом о юэчжях можно сказать как о загадочном кочевом народе, обладавшим высоким уровнем материальной и духовной культуры, ставшим своеобразным интеллектуальным фондом кочевых народов. Благодаря им гунны смогли оформить свое воинское мастерство, а возможно и саму государственность.