Найти тему

НеДетская литература: "Незнайка на Луне"

Книги Н.Н. Носова заслуженно считаются классикой детской литературы, теми произведениями, которые остаются интересными и актуальными и спустя полвека после их написания. Не является исключением и "Незнайка на Луне", которого многие вообще называют пророческим произведением, описавшем капитализм в том виде, в котором он скорее существует сейчас, нежели во время жизни самого писателя.

Но мне бы хотелось больше поговорить о том, как именно построена книга Николая Николаевича, рассмотреть её в контексте развития фантастической прозы вообще. Ведь сама по себе фантастическая литература в СССР - это отдельный и очень интересный пласт литературы, находившийся в каком-то смысле в стороне от генеральной линии развития литературы, но в то же время очень влиятельный и важный, поскольку именно этими книгами зачитывались дети и подростки, именно они формировали вкусы и мысли подрастающего поколения.

Прежде всего, роман Носова является одним из важных звеньев в развитии темы космических путешествий в советской фантастике. Вообще, покорение космоса - это та идея, которая жила в культуре ещё задолго до 60-ых годов. Российский космизм как оригинальное философское течение возникает в начале XX века в работах Фёдорова, а затем развивается Вернадским и Циолковским. Именно в этом направлении возникает столь важная для последующих работ идея об ответственности землян перед другими планетами.

Покорение космоса в этой традиции - это не столько борьба за выживание, или попытка расширить свою территорию. Это всегда достижение высших целей, лежащих в области практически сказочной (наиболее яркий пример - идея о победе над смертью, возникающая в трудах Фёдорова). Более того, для русского космизма характерно именно стремление ко всеобщности, к объединению всего со всем на основе рациональных законов, выработанных человеком. Наиболее ярко это прослеживается в трудах Вернадского, которого можно считать вершиной развития русского космизма.

Именно в традициях русского космизма и создаётся, например, "Аэлита" А.Н. Толстого, в которой уже можно проследить типичный сюжет подобных произведений. Для неё характерно существование практически утопического общества на Земле, от которого на другую планету прилетает группа избранных представителей. На другой планете они обнаруживают общество, построенное в антиутопической форме, с явной аллюзией на общество, хорошо знакомое читателю. После чего следует попытка переустройства прибывшими общества другой планеты.

"Аэлита" Толстого, безусловно, опиралась и на западные образцы приключенческого романа (откуда, например, возникает и любовная линия), и очень интересно взаимодействовала с самой мечтой о межпланетных путешествиях (провал экспедиции и возвращение на Землю). Но ещё острее эта "нефантастическая" сторона произведения проявлена в экранизации повести Я.А. Протазановым в 1924 г., где вообще возникает призыв о "возвращении на Землю", призыв к тому, чтобы строить светлое будущее здесь и сейчас, а не на абстрактном сказочном Марсе.

Кадр из экранизации "Аэлиты" 1924 года
Кадр из экранизации "Аэлиты" 1924 года

Так что же с Незнайкой? Приняв во внимание идеи космизма и основную фабулу, изложенную в "Аэлите", можно говорить о том, что с "Незнайки на Луне" начинается своеобразная деконструкция космической фантастики.

Перво-наперво, на Луне оказываются не те коротышки, которые изначально отобраны для этой цели, а Незнайка с Пончиком, которые из-за чистой случайности оказываются наедине с враждебным им миром. Носов умело вставляет в своё произведение элементы классической научной фантастики в духе Ж. Верна, то есть использующей как реальные факты для просвещения читающих, так и формирующей правдоподобные события на основе наукоподобных гипотез.

При этом Носов резко переставляет акценты с истории общества как такового на конкретные личные истории. Его книга - это именно Незнайка на Луне, персонаж из идеального мира, попадающий в мир полностью противоположный всему, что он знал и пытающийся в нём выживать. Но такой наивный персонаж оказывается неспособным устроиться здесь и найти своё место. Это уже конфликт более характерный для классической литературы, с её конфликтом между внутренним миром человека и внешними обстоятельствами, которым это глубокое содержание личности оказывается попросту ненужным (та же "Обыкновенная история" Гончарова именно об этом).

Тем не менее, произведение Носова всё ещё следует канонам жанра, приводя на Луну спасательную экспедицию, которая уже занимается спасением всего общества, а вместе с тем и вызволением Незнайки и Пончика. Именно за счёт такого счастливого завершения всей истории, Носов и "осветляет" происходящее, позволяя своему роману быть "детским" фантастическим произведением, под маской которого прячется интересный этап в развитии советской космической фантастики.