Специальной литературы на этот счет обнаружить не удалось, поэтому соберем картинку по сведениям из разных источников.
В работе Л.Ю. Таймасовой «Английские лекари в России во второй половине XVI века» содержится важная информация: «Оформление выездных документов [английских] докторов проходило через руки члена Тайного королевского совета и государственного секретаря сэра Вильяма Сесила, имя которого стоит восемнадцатым в списке из двухсот учредителей Московском компании …».
Что известно об Уильяме Сесиле, 1-ом бароне Берли, кроме того, что он был государственным секретарем и лорд-казначеем правительства Елизаветы I, человеком весьма могущественным и богатым?
Давайте обратимся к диссертации Джеймса Стюарта Кэмпбелла «Алхимический патронат сэра Уильяма Сесила, лорда Берли» (James Stuart Campbell ,The Alchemical Patronage of Sir William Cecil, Lord Burghley). Как считает исследователь, английские медицина и образование XVI в. были тесно связаны с алхимией и оккультизмом, а сэр Сесил, во-первых, сам обучался в Колледже Святого Иоанна Кембриджского университета, а, во-вторых, покровительствовал алхимикам.
Как пишет Кэмпбелл: «Для студентов Кембриджа эпохи Тюдоров изучение алхимии и оккультизма оставалось естественным развитием аристотелевского образования. <…> Математика, которая все чаще становится предметом научного интереса, часто ассоциируется с оккультизмом, поскольку алхимические работы часто классифицируются как математические. Официальная учебная программа по математике также включала в себя элементы астрологии. Гуманисты эпохи Возрождения, находящиеся под влиянием Агриппы, подчеркивали связь между астрологическими влияниями и алхимическими процессами, потому что благосклонные астрологические силы были обязаны вызывать алхимические изменения. Получившие образование в Кембридже оккультные философы, такие как Джон Ди, будут поэтому пытаться интегрировать астрологию и алхимию в естественную философию, которая демонстрирует единство творения посредством оккультных влияний и соответствий. Таким образом, выпускники Кембриджа воспринимали алхимию как единое мировоззрение: и как физический процесс, и как внутреннюю трансформацию, связанную с совершенством внешнего мира. Эти изменения соответствовали оккультным эффектам макрокосма - вселенной, и микрокосма - человека. Ренессансное образование поощряло интеллектуалов искать интегрированное знание природы, которое для многих включало алхимию».
Среди тех, кому покровительствовал Уильям Сесил, небезызвестный Элезиус Бомелиус, которого по ходатайству всесильного казначея освободили из лондонской тюрьмы, куда тот попал за незаконную медицинскую практику.
То, что алхимия и оккультные науки входили в корпус средневековых университетских предметов, включая медицину, - установленный факт. По мнению Кэмпбелла: «В широком смысле слова алхимия искала состояния совершенства, золото в случае минералов, а для человека - долголетие, бессмертие и, наконец, искупление грехов».
А каким корпусом знаний обладали лечившие царя врачи-англичане? Джеффри Чосер в «Прологе» к своим «Кентерберийским рассказам» рисует следующий портрет английского врача.
«Был с нами также Доктор медицины.
С ним в ремесле врачебном ни единый
Врач лондонский соперничать не мог;
К тому ж он был искусный астролог;
Он, лишь когда звезда была в зените,
Лечил больного; и, связав все нити
Его судеб, что гороскоп дает,
Болезней он предсказывал исход, -
Выздоровления иль смерти сроки.
Прекрасно знал болезней он истоки:
Горяч иль холоден, мокр или сух
Больного нрав, а значит, и недуг.
Как только он болезнь определял,
Он тотчас же лекарство назначал,
А друг аптекарь эту рецептуру
Вмиг обращал в пилюли и микстуру.
Они давно тем делом занимались
И с помощью взаимной наживались.
Ученостью и знаньем был богат он.
Он Эскулапа знал и Гиппократа,
Диоскорида, Цельса, Гильбертина,
Знал Руфа, Аверройса, Константина,
Дамаскина, Гали и Галиена.
Знал Авиценну, также Гатисдена.
Был осмотрителен, во всем умерен,
Раз навсегда своей диете верен:
Питательный, но легкий рацион.
В писании не очень был силен.
Носил малиновый и синий цвет,
И шелковый был плащ на нем надет.
А впрочем, тратился он неохотно,
Со дней чумы сберег мешочек плотный;
И золото - медикамент целебный -
Хранил, должно быть, как припас лечебный».
Врач ставил диагноз по темпераменту человека. Как написано в примечаниях к «Прологу»: «По представлению медиков средневековья, нрав (темперамент) человека определялся сочетанием четырех элементов, находящихся под воздействием животного жара. «Жар, влияя на мокрое и холодное, порождает флегму (лимфу) флегматика; влияя на горячее и мокрое – кровь сангвиника; на горячее и сухое – желчь холерика; наконец, на холодное и сухое – черную желчь меланхолика». Способы лечения зависели от положения звезды больного и от времени года, месяца, недели или даже часа, когда они применялись, потому что, вне зависимости от темперамента в организме человека, по мнению врачей-астрологов, «шесть часов до полуночи господствует флегма, шесть после полуночи – кровь, шесть часов до полудня – желчь, шесть после полудня – черная желчь». Лечение было соответствующим: кровопускание, вызывание потоотделения и рвоты.
От зубной боли предлагался следующий рецепт: «Возьмите свечу и сожгите ее близко к зубу. Черви, которые грызут зуб, выпадут в чашку с водой, удерживаемую ртом».
От болей в суставах нужно было взять равное количество редьки, настоя молотого солода, чеснока, полыни, чабреца, лука-порея. Они растирались и варились в масле вместе с чистотелом и красной крапивой, пока масса не становилась темно-красного цвета. После процеживания через ткань полученная мазь наносилась на больные места.
Что ж, какова была медицина, таково было и лечение. Английские врачи, обучавшиеся не менее десяти лет, чтобы получить звание доктора медицины (M.D.), считались одними из наиболее подготовленных в Европе. Другой вопрос, почему ни один из приехавших в Россию не смог получить лицензии на ведение медицинской практики в Англии, и насколько Иван Грозный им доверял.
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.