В конце третьей части мы остановились, наверно, перед самой малоизвестной работой знаменитого самарского архитектора Александра Щербачева.
А две самые известные работы – это, пожалуй, доходный дом Д.Е. Челышёва на улице Красноармейской
и «теремок» - особняк купца И.А. Те-Клодта на улице Куйбышева, где сейчас находится Детская картинная галерея.
Про Александра Щербачева говорят, что он построил половину старой Самары. И в самом деле, он спроектировал, построил или перестроил более сотни зданий, 7 лет вел надзор за строительством знаменитого разрушенного в 30-е годы Кафедрального собора во имя Христа Спасителя.
Александр Александрович родился 18 февраля (2 марта) 1858 года в Москве в купеческой семье. В 1880 году с малой серебряной медалью окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и поступил на архитектурное отделение Академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1884 году он окончил академический курс с большой серебряной медалью, а в 1886 году получил звание классного художника второй степени за проект «Великокняжеский дворец в столице».
Возникает вопрос: как же молодой перспективный столичный архитектор оказался в далёкой и глухой Самаре? Есть информация о том, что в 1886 году он получил от самарского городского головы Петра Владимировича Алабина очень привлекательное предложение - занять должность городского архитектора, главной задачей которого будет контролировать строительство Кафедрального собора.
Надо думать, выбор Алабина был не случайным. Ввиду больших технических трудностей при возведении храма, которое началось еще в 1869 году, Петр Владимирович обратился к автору проекта петербургскому архитектору Э.И. Жиберу с просьбой найти подходящего специалиста для постоянного надзора за строительством. Вероятно, Жибер порекомендовал молодого, но подающего большие надежды Александра Щербачева.
Щербачев и Алабин хорошо сработались. Их общение выходило за рамки делового, и уже в 1889 году Александр Александрович обвенчался с дочерью Алабина Александрой Петровной. А в 1890 году у них родился сын Петр, будущий продолжатель дела отца (с которым мы еще встретимся на улице Фрунзе).
В 1894 году окончено строительство Кафедрального собора.
В 1896 году умер Петр Алабин. Похоронили его на кладбище Иверского монастыря (о котором я уже писал во второй части). Возможно из-за отсутствия поддержки тестя у Щербачева возникли разногласия с городскими властями, и в 1899 году он подает в отставку. На посту городского архитектора его сменил Александр Устинович Зеленко (с этим персонажем мы тоже еще не раз встретимся).
После ухода с государственной службы Александр Александрович в основном занимался проектированием и строительством частных особняков, что способствовало полному раскрытию таланта мастера. Этим объясняется и тот факт, что большая часть его работ этой тематики относится к началу XX века.
Умер он 22 апреля 1912 года. Похоронен, как и его тесть, на кладбище Иверского монастыря. В противовес огромному творческому наследию Александра Щербачева сведения о его частной жизни очень скупы, поэтому сложно судить, почему он прожил всего 54 года. Но пусть не достиг он преклонного возраста, зато многое успел сделать и не увидел разрушения Кафедрального собора, Николаевского мужского монастыря и других своих детищ.
А теперь вернемся в то место, где мы остановились – на перекресток улиц Фрунзе и Комсомольской – и посмотрим вперед, туда, где нас ждет сюрприз.
Но об этом – в следующей части.
Спасибо, что дочитали!
Читать продолжение
Не забудьте лайкнуть, если рассказ понравился). И заходите на мой канал, там есть еще много интересного.
Третью (предыдущую) часть можно прочитать здесь, а первую - здесь.
Ваш Андрей Макаров