Найти тему

Стоит ли ждать конца света?

Виктор Михайлович Васнецов. Всадники Апокалипсиса
Виктор Михайлович Васнецов. Всадники Апокалипсиса

Сейчас, когда по Китаю победно шествует незнакомый смертельный вирус, в песках Аравии идет снег, в Восточной Европе он «по талонам», а Австралия чуть ли не выгорела дотла, впечатлительные натуры вновь заговорили о приметах наступления «последних дней».

Помнится в детстве попала мне в руки замечательная книжка «Истории тысячного года, или Приключения Тысячемуха, Початка и Недорода». За авторством всемирноизвестного Тонио Гуэрра, который еще писал сценарии для Феллини, и более известного у себя в Италии Луиджи Малерба. И вот там авторы, описывая скитания и злоключения трех средневековых европейцев, завели их на территорию некоего сарацинского (арабо-мусульманского) королевства, предположительно в Испании (ну, а где ему еще в средневековой Европе до Реконкисты надлежало быть?). Которое сарацинским оказалось только по форме (тюрбаны, кривые сабли), а по содержанию вполне себе европейским: у власти король, в центре города церковь со священником и, что самое главное, как и многие католики, жители того королевства ждали Конца света. Потому как наступал Тысячный год от Рождества Христова.

Ну а раз Конец Света, то король своей волей превратил в правителей, случайно забредших к нему трех оборванцев, а сам стал прислуживать им у стола и просить периодически отвешивать ему тумаки. И расчёт у этого персонажа был прост: раз он унижен и беден, то Бог, придя в мир нова, ошибется и возьмет его в Рай, а вот этим расфуфыренным оборванцам, ничего кроме адских мук не достанется. Конечно, не искренне, да и Бога не обмануть, но подобным формализмом к тому времени было наполнен весь католицизм с его индульгенциями и монахами, и запретами, например, простонародью читать Библию.

Советское издание "Историй тысячного года"
Советское издание "Историй тысячного года"

И, вот, значит, Тысячный год приблизился:

«Ближе к полуночи слуги во дворе замка разожгли костер и все стали кидать в огонь свое добро: одежду, шапки, серебряные канделябры и золотые медальоны. Люди стояли у костра босиком, в одних серых мешках, многие молились, припав головой к стене. Женщины, покаявшись в своих грехах, отрезали волосы и бросали их в огонь, словно именно они были виноваты во всех их прегрешениях.

Тысячемух, Початок и Недород молча бродили среди всех этих испуганных, рыдающих людей. У них самих зуб на зуб не попадал, и не от холода, а от страха перед адом.

Внезапно Початок содрал с себя одежду придворного и бросил ее в огонь. Тысячемух в бешенстве схватил его за горло:

— Хоть ты и бросил одежду в огонь, но умрешь богачом.

— Я бедняк и всегда был бедняком, — возразил Початок.

— Ошибаешься. Я дарю тебе половину замка.

— Не хочу и не возьму! — закричал Початок.

— Нет, половина замка твоя. Здесь я король, и мое повеление — закон.

Початок от отчаяния бросился в грязную лужу. Впрочем, не только от отчаяния, но и чтобы обмануть Всевышнего: если он предстанет пред господом весь заляпанный грязью, тот быть может, и не заметит, что он, Початок, придворный и владелец половины замка….

…. Рядом сидели три озябших старика. Они не сводили глаз со странной штуки из стекла.

— Что это такое? — спросил Тысячемух.

— Песочные часы, ваше величество.

— А для чего они нужны?

— Чтобы измерять время, — ответил старик с седой бородой.

— А зачем?

— Когда весь песок сверху осыпется вниз, наступит полночь.

— Но вверху осталось совсем мало песка, — заволновался Тысячемух.

— Да, скоро наступит конец света, ваше величество.

— Почему же вы не подсыпете еще песка?

— Полночь все равно наступит, ваше величество.

— Знаю, но, может, она наступит попозже.

— Песку не дано удержать время, ваше величество.

— Приказываю вам: принесете еще песку, да поживее!

Сарацины и их король прислуживают трем оборванцам
Сарацины и их король прислуживают трем оборванцам

Трое стариков отправились искать песок….

…И Тысячемух услышал. Но не глас Божий, а крики и вопли. Это трое стариков, не найдя песка, вернулись и увидели, что верхняя стеклянная колбочка пуста.

Значит, полночь уже наступила. А конец света — нет! Понял это и бывший король и его солдаты. Они бросились к Тысячемуху, схватили его за шиворот и поволокли. Початка и Недорода они поймали еще раньше….».

И, действительно, Конца Света в Западной Европе в тысячном году ждали. Потому как дата такая – ровно Тысяча лет с момента прихода в грешный мир Спасителя, ну, когда еще-то? Правда до этого ждали всякий раз как Западная Римская империя подвергалась опустошительным нашествиям: то гуннов, то германцев. Империя в то время воспринималась «катехоном», то есть частью живого мира, где получила распространение Благая Весть, а, следовательно, удерживающим все человечество от сползания в ловушки, расставленные вселенским злом. И, вдруг, на тебе – это государство, христианская ойкумена трещит по швам! Глядишь, так и ангелы скоро вострубят….

Но, ничего, пришедшие с севера дикие германцы латинизировались, крестились, строили церкви, да и нравами своими нередко были куда как благочестивее ромеев, потому и Конец Света в очередной раз отменялся.

Ну а что на Руси, принявшей христианство от Константинополя? Ну в православии, конечно, было меньше формализма, чем в католицизме. Но меньше вовсе не означает, что совсем его не было. Отнюдь. И Конца Света тоже ждали. Уже в 1037 году. Потому как полагалось высчитывать тысячу лет не с Рождества, а с земной смерти Христа. Но поскольку после распятия Господь спустился во ад, где сковал сатану, то спустя тысячу лет тот, по мнению авторов столь складной теории, должен был впустить в мир антихриста, тот – отправить положенные откровением от Иоанна, три года, и, следовательно, по истечению этого срока должно было случится долгожданное Второе Пришествие. Но не случилось - ни звезды Полынь, ни вавилонской блудницы, ни завалящегося антихриста, ни всадников Апокалипсиса, ни трубящих ангелов.

Затем ждали в 1492 году, потому как предполагалось, что это будет 7000-ый год от Сотворения мира. Не дождались и тогда. Ждали и в 1666 году, потому как число зверя, плюс болезненные реформы патриарха Никона, которые, в итоге, привели к расколу русской церкви. Но тоже не дождались – никоновские реформы, конечно раскололи и церковь, и русский народ, но в целом мир выстоял, да и православие никуда не исчезло, равно как и зверь на грешной земле не воцарился – а только лишь люди со своими страстями и несовершенством продолжили восседать на тронах, все как и прежде.

Многими русскими людьми реформы патриарха Никона воспринимались, как начало Последних времен. Василий Иванович Суриков "Боярыня Морозова".
Многими русскими людьми реформы патриарха Никона воспринимались, как начало Последних времен. Василий Иванович Суриков "Боярыня Морозова".

Впоследствии Конца Света в мире ждали и высчитывали его наступления не один раз. Например, представители русской секты «Красная смерть» в 1900 году в честь такого события совершили массовое самосожжение. А в 1993-ем нечто подобное хотели совершить представители секты «Белое братство», но их верхушку вовремя арестовали и пересажали. В 2011 Апокалипсиса усиленно ждали последователи американского проповедника Гарольда Кэмпинга, а спустя год – в 2012 году, многочисленные поклонники масс-культуры, ибо этим годом закончился календарь майя: для тех, кто не поверил в это даже сняли голливудский фильм-катастрофу с разъезжающимися континентами.

Как видим, всякий раз ожидания Апокалипсиса оборачивались ничем. Почему? Ну, как христианин, я могу тут посоветовать всем любителям предапокалиптических ожиданий обратиться к первоисточнику, то есть словам Христа, изложенным в Евангелии: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один».

И еще, самое главное: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий».

В старой советской песне есть такие замечательные строки: «Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь»… Бог – есть Любовь, это мы все знаем. И Он велел нам не думать о времени Своего Второго пришествия, не вычислять его, не искать знамений, ибо все это - пустое. И есть у меня подозрение, что все эти экзальтированные особы, что видят Конец Света в каждой очередной эпидемии гриппа или незапланированной оттепели, умрут, так и не дождавшись чаемого фильма ужасов. С большой вероятностью попасть на сеанс уже после жизни, поскольку вместо того, чтобы спасать душу и помогать ближним, они вычисляли Последние времена.

А те обязательно настанут. Но именно в тот момент, когда ждать их будут меньше всего. И в этом нет ничего страшного, если бодрствовать: держать помыслы в чистоте и поступать по любви и совести. Трудно, но надо попробовать. Что не получилось у неискреннего и злого короля сарацинов, пусть получится у нас.