Найти тему
Мода в книгах

Синие прогулочные костюмы героинь Набокова: почему они повторяются?

Этот блог посвящен тому, как одеты герои книг и фильмов. Сегодня поговорим про повторяющийся наряд, переходящий у Набокова из текста в текст.

Интересный момент: в синие костюмы в романах Набокова одеты юные барышни, к которым испытывают первую любовь или влечение молодые юноши и мальчики.

Мы не найдём синих костюмов в гардеробах взрослых героинь, а так же в гардеробах юных девушек, вступающих в связь с мужчинами намного старше них. Так, взрослая (и даже стареющая) Марта носит не синий, а черный деловой костюм; юная распутница Магда носит красное полудетское платье, когда хочет очаровать Кречмара, и выбирает белые джемперы и юбки в прочих ситуациях.

Синие костюмы носят Машенька (роман "Машенька"), Соня (роман "Подвиг") и неизвестная девушка на скейт-ринге в автобиографическом романе "Другие берега". Все три упоминания относятся к периоду 1910-1920-го годов.

Итак, в 1910-м году совсем юный Набоков отправляется в Берлин вместе с младшим братом и гувернером, чтоб поправить прикус. Оба мальчика по утрам проходят болезненные процедуры у дантиста, а вечерами получают всё, что - как они считают - им причитается за утренние мучения. Так, наш герой оказывается завсегдатаем скейт-ринга, где замечает постоянную компанию американских девушек.

На неизвестной американке был "синий тайер, большая черная шляпа, насквозь пронзенная сверкающей булавкой и лайковые перчатки".

Между прочим, в 1908 году в Америке было введено ограничение на длину шляпных булавок. Допускалось ношение этих аксессуаров не длиннее, чем 9 дюймов (22,5 см). Булавки были признаны оружием, способным нанести физический ущерб, вплоть до смерти. А наша-то барышня рассекает в шляпе с такой булавкой по скейт-рингу! Опасно однако. Несмотря на то, что впоследствии выяснилось, что молодые американки были на самом деле танцевальной кабаре-труппой, и образ незнакомки с катка быстро померк в глазах юноши, первое впечатление всё равно осталось очень чистым и ясным.

Перенесемся в 1915 год. Летом этого года познакомились и влюбились друг в друга юные Ганин и Машенька, герои романа "Машенька".

Ганин обычно встречал Машеньку по вечерам, во время велосипедных прогулок. Он так подгадывал время выезда, чтобы непременно обогнать девушку во время ее вечернего променада. Обычно он издалека замечал ее, на ней была "темно-синяя, под цвет юбки, шевиотовая кофточка, надетая поверх белой блузки, <...> черный шелковый бант, распахнувший крылья".

Шевиот - это шерстяная ворсистая ткань, из нее шьют жакеты и пиджаки. А бант Машенька повязывала не на конце косы, а в начале, на затылке. Действие происходит в сельской местности, и потому героиня одета всегда одинаково. В 1915 году юбки приобретают удобную форму: "хромые" узкие юбки выходят из моды с началом Великой войны.

Последнее упоминание синего костюма относится к 1920 году, его носит Соня, (героиня романа "Подвиг"), с которой складываются непростые отношения у юного Мартына. Обоим еще нет 20 лет. Соня вместе с родителями навещает Мартына в Кембридже, где тот учится, и весь свой визит без устали язвит в его адрес.

"Соня была в темно-синем костюме и в крепких коричневых башмачках, длинный язычок которых, пройдя внутри, под шнуровкой, откидывался и, прикрывая шнуровку сверху, заканчивался бахромой".

Мода 1920 года еще не является тем, что мы с вами подразумеваем, когда говорим о "стиле 1920-х". В этом сезоне линия талии пока остаётся на своём естественном месте, а вот подол уже начинает подниматься, открывая часть голени. Вещи 1919-1922 года имеют совершенно особый стиль: их не спутать с теми, которые вошли в моду чуть позже, в середине 1920-х.

Итак, перед нами три прогулочных костюма (тайера) 1910, 1915,1920 годов. Три героини, каждая из которых - уникальна. Вообще, между Машенькой и Соней может проглядывать некая связь. Но случайная незнакомка с катка вряд ли как-то связана с ними типологически.

Однако, Владимир Набоков одевает всех троих в синие прогулочные костюмы, каких не носят другие его героини. Да, синий цвет был очень популярен в данной категории. Мягче черного, немаркий, нейтральный, подчеркивающий юность и свежесть девушек. Возможно, с синим связаны и личные воспоминания автора. Но так ли иначе, несмотря на множество общих черт, это три разных, очень разных костюма. И между первым и третьим прошла и сменилась целая эпоха - эпоха Великой войны.

Другие мои тексты об одежде героинь романов Набокова:

Купальники 1920-х годов

Магда Петерс vs Лолита: полудетские платья

Комментарии я не смотрю.