Первое Адмиралтейство (от арабского «амир аль-бахр», повелитель моря) было заложено в 1704 году как верфь, по чертежам, подписанным лично царем Петром. При Петре I оно выглядело как деревянная крепость с высоким валом и рвом. В подземном вестибюле станции метро «Адмиралтейская», самой глубокой в Петербурге, можно увидеть, как царь Пётр основывает Адмиралтейство.
В наземном павильоне метро «Адмиралтейская» на мозаичной Неве у мозаичного Адмиралтейства стоят красавцы-корабли. А в одной из шлюпок — Петр I.
Мозаики петербургского метро достойны отдельной истории, а сейчас возвращаемся к Адмиралтейству. Здесь строили корабли и здесь же заседал Главный морской штаб России. Сам царь Пётр лично работал на Адмиралтейской верфи главным корабельным мастером. И получал жалованье. Корабельному делу царь учился в Голландии, работая простым плотником. Памятник Царь-плотник стоит на набережной рядом с Адмиралтейством.
Вот как описывается спуск на воду корабля, построенного в Адмиралтействе, в путеводителе по Петербургу 1838 года (В. Бурьянов):
Спуск корабля есть одно из примечательных торжеств Петербургских. Стечение любопытных бывает чрезвычайное. Адмиралтейство, противоположный берег, крыши и окна домов, все наполняется народом…
Капитан над портом отдает приказание в рупор: громада оседает на сани, сильно натертые салом, скатывается, вытирая из жолоба дым, и, среди тысячи брызгов, быстро упадает в объятия Невы. Звуки музыки, гром пушек сопровождают всегда первый шаг нового крылатого богатыря Балтики… Инженер, построивший спущенный корабль, получает из рук Государя на серебряном блюде по три рубля серебром за каждую пушку или борт.
В 1706 году река Нева впервые приняла на хребет свой выстроенное при берегах ее судно; была спущена на воду бригантина, собственного изобретения Петра Первого… В 1718 году, 26 июня спущен сооруженный самим государем 90-пушечный корабль — Старый Дуб; он сошел на воду легко и благополучно, при громе пушек и трубных звуках.
Государь на новом корабле угостил обеденным столом всех генералов и флотских чиновников. Сам же, с восемью лучшими русскими плотниками, как с сотрудниками в успешном деле, кушал за особым столиком.
В 1738 году Адмиралтейство было перестроено в камне, с сохранением прежнего, петровского плана. Второе Адмиралтейство можно увидеть в историческом музее-макете «Петровская Акватория» (peteraqua.ru). И не только Адмиралтейство, но и весь Петербург таким, каким он был при Петре I и Екатерине II.
Нынешнее здание — третье по счету. Золотой кораблик на шпиле Адмиралтейства тоже третий: первый утерян, второй хранится в Военно-морском музее. Кстати, родился Военно-морской музей в Адмиралтействе, из Модель-камеры царя Петра.
Золотой кораблик на шпиле Адмиралтейства стал символом Петербурга. Говорят, что внутри «яблока», на котором закреплен кораблик, спрятаны золотые монеты. На самом деле внутри только шкатулка со старыми газетами, а золото снаружи. На позолоту купола и шпиля с корабликом использовали больше пяти тысяч золотых червонцев.
При перестройке здания Адмиралтейства на месте крепостных сооружений был разбит бульвар. Теперь на его месте — Александровский сад, достойный отдельной прогулки-истории.
В 1844 году верфь в Адмиралтействе прекратила работу. Обслуживающие ее каналы за ненадобностью засыпали. Так вместо Адмиралтейского канала появился Конногвардейский бульвар. В 1870-х годах на месте бывших верфей планировали создать новую городскую площадь. Но вместо этого ее территорию продали под застройку, лишив город исторического вида на Адмиралтейство с набережной Невы.
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Есть минутка? Загляните в первый дом Петербурга.
Больше информации и еженедельный календарь событий на выходные — в ВК-группе.