Здравствуйте, Уважаемые читатели!
Сегодня мне хотелось бы поговорить о том, как и зачем Бог создавал Адама.
Действительно, зачем было создавать Адама, а из его ребра создавать женщину по второму кругу?
«Как по второму?» - спросит человек, который либо не читал, либо читал невнимательно Ветхий Завет.
А вот так. До Адама, в шестой день Бог сотворил мужчину и женщину по образу и подобию своему.
Итак, давайте посмотрим:
Бытие 1
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
Христиане обосновывают этот момент так: мол, Бог здесь лишь выказывает своё намерение. Спешу огорчить. Из текста явно видны три этапа:
1. Высказывание намерения.
В стихе 26-м прослеживается явное намерение: "сотворим".
2. Воплощение намерения в в окружающей реальности.
В стихе 27-м на процес воплощения указывают глаголы в прошедшем времени "и сотворил" и "мужчину и женщину сотворил". Обратите внимание, что мужчину и женщину сотворил одновременно.
Забегая вперёд скажу, что Адам некоторое время слонялся по райскому саду в гордом одиночестве, пока Бог не решил подобрать ему "помощника".
Но вернёмся к главе 1 Книге Бытия и стихам, процитированным выше.
Как видите, Бог не просто сотворил мужчину и женщину по образу и подобию своему, но торжественно, с помпой (как Богу и положено) благословляет их плодиться и размножаться, даёт им право главенствовать над всем живым, что было им сотворено.
Что ж, весьма торжественно. Но где же Адам? Где прах земной? Где то самое пресловутое ребро и Ева?
А Адаму ещё не время, так как событие, которое мы описали выше, произошло на шестой день творения мира, а Адама Бог создавал после шестого дня.
Давайте посмотрим, как происходил этот процесс.
Бытие 2
5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
В этих двух стихах есть несколько прелюбопытнейших моментов:
1. «и не было человека для возделывания земли»;
2. мужчину и женщину в шестой день СОТВОРИЛИ, а некоего человека из праха земного СОЗДАЛИ;
Как же не было человека для возделывания земли? А что же мужчина и женщина, сотворённые в шестой день? Или, перефразируя Оруэлла: «все люди равны, но некоторые ровнее»? Неужели мужчина, созданный из «праха земного», для тяжёлого физического труда и задумывался? Бог создал себе садовника в райский сад? Раба себе создал?
Ответ будем искать в словах «СОТВОРИЛ» и «СОЗДАЛ».
При первом рассмотрении можно подумать, что эти два слова являются синонимами, но если внимательно вчитываться в текст, то мы поймём, что оба слова используются не по прихоти толмача, а строго каждое на своём месте.
СОТВОРИТЬ.
Нетрудно понять, что корнем является «творчество».
Вот, какое определение даёт «Вика» творчеству:
Процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс.
Давайте посмотрим, что Бог СОТВОРИЛ:
1. Небо и землю;
2. Твердь-небо;
3. рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее.
4. Мужчину и женщину в шестой день.
СОЗДАВАТЬ.
Это слово имеет праславянский корень ЗДАТЬ, от которого произошло древнерусское ЗЬДАТИ (строить). Это слово родственно лит. žiedžiù, žiedžiaũ, žiẽsti (формовать, лепить) и латышскому zìest «обмазывать глиной».
Как видите, слово СОЗДАВАТЬ несёт в себе смысл рутинного и монотонного процесса деятельности, доведённого до автоматизма.
Конвейерное изготовление чего-либо прекрасно охарактеризует процесс создания.
Давайте посмотрим, что Бог СОЗДАЛ:
1. Солнце, Луну, звёзды;
2. зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их;
3. Мужчину из праха земного;
4. Женщину из ребра.
Как видите, то, что сходило с «конвейера» Бога, СОЗДАВАЛОСЬ.
Планеты, так как сначала (это по версии Библии) была сотворена планета Земля.
Земные животные, так как они лишь плод эволюции от морских животных и птиц.
Ну и мужчина (Адам) и женщина (Ева), так как это «дело» уже не было «муками творчества». Кстати, я намеренно написал имена «перволюдей» в скобках, так как «Адам», как имя, начинает фигурировать лишь в последнем стихе второй главы книги Бытие, А «Ева» и того позднее – в конце третьей главы (Бытие 3:20).
Кстати, давайте пристальнее разберём имена личного садовника и его помощницы.
Адам – в переводе с иврита означает «созданный из красной глины».
Помните, как мы разбирали слово «создавать»?
Кстати, евреи из глины создавали ещё одно существо – голема. Рекомендую самостоятельно почитать об этом существе и для чего его создавали.
Ну, с Евой всё понятно – жизнь, она и в Израиле жизнь, только Хавва (это её настоящее имя; именно так в Торе пишется).
Теперь давайте вернёмся к вопросу о том, зачем же Богу понадобились «перволюди»?
С Адамом всё ясно – садовник в райском саду. Стих Быт 2:5 на это прямо указывает.
А что с Евой? Как-то вяло сообщается, что помощника не оказалось для Адама (Быт 2:18).
А в Быт 2:22 из ребра является нам Ева.
Обратите внимание, что Бог сначала планирует «СОТВОРИТЬ» помощника Адаму, но потом, видимо передумав, СОЗДАЁТ из ребра.
Обратите внимание, что сотворение мужчины и женщины в шестой день покрыто тайной. Не сказано из чего и как они сотворялись. Зато в мельчайших подробностях известно, что одного из глины вылепили, а вторую клонировали из глиняного ребра.
И вот перед нами первая ячейка общества. Только неполная. Детей нет.
А где же торжественное благословление плодиться и размножаться? Где благословление повелевать землёй и всеми животными?
А и не было ничего такого.
Данная пара к размножению не планировалась. Первое благословление "плодиться и размножаться, повелевать зверями и землёй" по ветке Адама получил только Ной, да и то после потопа, когда кроме него (по версии Библии) и его семьи никого не осталось (и опять эта странная селекция через тотальный инцест).
Более того, эти двое пребывали в явном неведении о том, что происходило за пределами райского сада. Так же для них были под запретом и социальные понятия «добро» и «зло» (Быт 2:17, Быт 3:3).
Искусил ли говорящий и прямоходящий змей Еву или всего лишь сказал ей правду – решать каждому самостоятельно. О «дьявольском» следе в ситуации с яблоком я писал здесь.
Подведём итог.
1. До Адама люди на земле уже были;
2. Адам и Ева планировались как покорные работники в райском саду (по мне, так банальные рабы с интеллектом ребёнка);
3. Адам и Ева к размножению не планировались.
Как говориться: получилось так, как получилось…
В следующей статье мы поговорим о том, какая жертва Богу более по вкусу: кровавая или вегетарианская.
Всего Вам доброго! Подписывайтесь, ставьте плюсы и пишите комментарии.