Часто натыкаюсь в дзене и на других ресурсах на бестолковые заголовки и комментарии по типу «А вот в Союзе не было у девушек айфонов, накачанных губ и брендовой одежды. Настоящее все было, не то что сейчас»
Я с трудом могу понять такие комментарии, а тем более авторов подобных статей. Ниже представлен скрин заголовка одной из десятков, а то и сотен, подобных статей на дзене. Где авторы восхваляют отсутствие «выпендрежности», наличие «естественности» и подчеркивают отсутствие «брендированности» этих фотографий.
Скриншот заголовка одной из статей на Дзене.
Название канала специально убрано, чтобы не сочли рекламой или антирекламой. Мое непонимание вызвал не конкретный автор, а тема в целом.
Естественно в 60-х годах прошлого века никто не щеголял с продуктами фирмы Apple. Но не потому, что это было зазорно, не нужно или не актуально. Этого не было просто потому, что такой продукции не существовало в принципе. И дело здесь не в СССР, вы можете увидеть точно такие же фотографии и из других стран. Отсутствие косметики, неброская одежда и отсутствие еще не изобретенных человечеством или недоступных для общественных масс предметов нынешнего повседневного быта – все это характеризует любые фотографии прошлого века и Советский Союз тут не при чем. Пресловутый ботокс и оштукатуренные лица из той же оперы. Раньше не было такого обилия косметики и стандарты красоты были другими. А естественной красоты полно и сейчас, просто искать ее нужно не в модных аккаунтах Instagram.
Но вернемся к советским фото. Да, было минимум косметики. Да, в руках не держали дорогие девайсы. Да, не было ботокса на фото. Но люди «выпендривались» тем, что имели. Тем, что было актуально для того времени.
Фото на фоне горбатой советский мечты – нового «Запорожца». Фотографии с советских курортов. Фотографии на фоне ковра на стене всей семьей. Не было платформы для того, чтобы показать всем свои достижения, но это не беда. Рассматривали с семьей и друзьями фотоальбомы. При этом всегда рядом стояла модная «шведская стенка» со столовым хрусталем и сервантом, который доставался только по праздникам.
Инженеры с гордостью фотографировались на пресловутом производстве, а многие из них смотрели на людей без высшего образования, как на отбросов общества. Мол, не добился, не доработал. Не получил образования - значит лентяй и тунеядец или, чего доброго, алкоголик. Так что даже среди псевдосоциалистического общества всегда существовало классовое деление. Каждый гордился тем, что имел, чего добился.
Среди молодежи было верхом крутости появиться среди знакомых в недоступных для обычного советского человека «моднячих» джинсах Levis. А все забугорное простому жителю СССР было настолько в новинку, что очереди к первому Макдональдсу в Москве стояли неделями.
На фоне всего этого как-то глупо говорить, что советские люди не терпели капиталистической продукции и не имели привычки «выделяться» среди остальных. А дефицит брендов и прочих «крутостей» забугорной жизни сыграл с будущими странами СНГ злую шутку. После падения железного занавеса все как один стали показывать свой статус покупая яркие финтифлюшки из-за границы. И именно мы – поколение выросшее и воспитанное в СССР, породили нынешнюю молодежь, которая стремится выпендриться «перед соседом» дорогой машиной, телефоном и едой в своей тарелке. В Европейских странах люди не считают зазорным ездить на общественном транспорте, но при этом все равно живут в кредит. Хотя это уже совсем другая история.