31 января при проведении работ по сносу спортивно-концертного комплекса "Петербургский" обрушилась крыша и погиб рабочий. СКК снесли, не спрашивая мнения горожан и архитектурного сообщества. Два года инициативная группа "Сквер у СКК" активно выступала против сноса, добиваясь решения о признании его памятником архитектуры.
31.01.2020 в группе "ВКонтакте" "Сквер у СКК" появилась запись: "Друзья, сегодня случилось непоправимое – серые и необразованные вандалы разрушили СКК, великое сооружение, созданное выдающимися советскими архитекторами и инженерами". Эта запись явилась следствием трагического события: во время демонтажа здания уникальная кровля СКК, весившая восемь тысяч тонн, обрушилась, один рабочий – 29-летний Матвей Кучеров из Петрозаводска – погиб под ее завалами.
Начальник управления информации и связи с общественностью ГУ МЧС по Петербургу Андрея Литовки, сообщил, что заявление о происшествии по адресу проспект Гагарина, 8, СКК "Петербургский" поступило в 15:02.
– По прибытии обнаружено, что произошло обрушение 80% фасада и кровли на площади 28 тысяч квадратных метров. Бригада, работавшая по плановому демонтажу кровли, состояла из четырех человек. Три человека впоследствии вышли на связь, тело одного извлечено из-под завалов, к сожалению, констатирована смерть. В ликвидации происшествия принимали участие 30 единиц техники, 138 человек личного состава. Проводятся следственные действия, причина происшествия выясняется.
На вопрос, была ли у монтажников страховка, полковник Литовка ничего пояснить не смог, сославшись на то, что следственные действия как раз и должны это выяснить. Однако, известно, что погибший Матвей Кучеров перерубал вант, выйдя из люльки, прикрепленной к крану, и не сумел до нее добежать, когда бетон начал рушиться, а его напарник ничем не смог ему помочь. Из расшифровки переговоров между рабочими и штабом, фрагменты которой публикует "Фонтанка", люльку с Кучеровым и его напарником поднимал телескопический кран, машинист которого её не видел. Его ориентировали высотники по рации.
У рабочих не было с собой даже страховочного троса, чтобы прицепиться к люльке. Однако напарник сказал Кучерову: "Вылазь"
Изначально темп работы, как следует из расшифровки, не устраивал штаб. Предложено выйти из люльки на крышу, "прицепиться к люльке и с кольца резать ванты". Кучеров обратил внимание, что это небезопасно, поскольку у рабочих не было с собой страховочного троса, чтобы прицепиться к люльке. Однако напарник, получив, по всей видимости, указание начальства, сказал ему: "Вылазь". Сначала рабочие пристегнулись друг к другу короткой верёвкой, а затем, очевидно, в целях ускорения работ, отстегнулись, и Кучеров остался без страховки. Однако, этот момент, на расшифровку не попал. Из переговоров также стало известно, что высотникам обещали за работу заплатить 8000 рублей в день.
Территория вокруг CКК обнесена строительным забором, после обрушения кровли у входа стояли машины МЧС, ГИБДД, скорой помощи, в ворота постоянно заезжали и выезжали спасатели, пожарные, врачи.
Непрофессионализм, безалаберность и безответственность приводят к таким трагедиям
Давно известно, что эти конструкции проржавели, именно потому их решили демонтировать, а не реставрировать. Тем не менее понятно, что при такой ситуации опасность обрушения очень велика. А самопроизвольное обрушение – очень опасная вещь, поскольку заранее неизвестно, какая часть конструкции в какую сторону обрушится, а ведь это огромное 40-метровое сооружение. Иными словами, непрофессионализм, безалаберность и безответственность приводят к таким трагедиям. Если сейчас владельца компании не привлекут к уголовной ответственности, такие истории будут повторяться снова и снова.
– Если демонтажом занималась компания-субподрядчик "АН-Дорстройтранс" (а пока это сведения неподтвержденные), то у этой фирмы вообще нет опыта демонтажных работ. Как же такое могло получиться?
– Механизм очевиден: генеральный подрядчик является главным заинтересованным лицом: он благодаря своим коррупционным связям получает подряд, выставляя слишком низкую цену, а потом начинает грабить реальных исполнителей, тех, которые работают, – обманывает, не платит им деньги. В отместку подрядчики начинают халтурить. Строительство стадиона на Крестовском острове или строительство метро – вполне показательные примеры такого механизма. Несомненно, тут есть конкретные виновные, например инженер по технике безопасности, но главная вина все равно на генподрядчике. И главная беда – это безответственность руководства, такой стиль в стране – повсеместная безответственность.
Когда граждане видят безответственность чиновников, они ведут себя так же. И бизнес-сообщество понимает, что суды коррумпированы, что он в нужный момент даст взятку и останется на свободе. Главная черта подобного стиля государственного регулирования – это безответственность. Очень редко кого-то привлекают – если начальству очень надо, а если нет, то, наоборот, надо все замять, сор из избы не выносить. Именно поэтому "Зимние вишни" и "Хромые лошади" у нас горят, в шахтах происходят завалы, а теплоходы тонут.
Хоккейный клуб СКА и Геннадий Тимченко решили построить новую ледовую арену на 21,5 тысячу зрителей, самую большую в мире, к чемпионату мира по хоккею, который должен пройти в Петербурге в 2023 году. СКК "Петербургский", вмещающий 13 тысяч человек, предложили реконструировать. Год назад проектная организация "Лайфкволити эволюшн" представила Градсовету проект – и тогда уже стало ясно, что речь шла не о реконструкции, а о сносе. Первоначальная стоимость возведения новой ледовой арены оценивалась в 20 млрд рублей.
Выводы делайте сами.