Найти в Дзене
Сергей Пони

«Потомству в пример»

«Потомству в пример» В Севастополе, городе русской славы, стоит памятник, окруженный цветущим багряником. Сверху бронзовая триера — древнегреческое судно. На постаменте слова: «Казарскому — Потомству в пример».
Над городом, словно легкое облако, плывет майская вечерняя тишина в белой пене цветущих каштанов. Тишина непредсказуемого XXI века... А там, в глубине веков, 14 мая 1829 года был бой — бриг «Меркурий» сражался с двумя турецкими линейными кораблями за честь и достойное будущее России. Из сражения со 110-пушечным капудан-паши «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем», которое продолжалось около четырех часов, 18-пушечный бриг «Меркурий» вышел победителем, несмотря на то, что он получил свыше 20 попаданий в корпус и более 300 — в паруса, такелаж и рангоут. В беспримерном в истории неравном бою турецкие корабли отступили. Экипаж брига в бою потерял 4 человека, 8 человек, в том числе и командир, получили ранения.
Перед сражением н

«Потомству в пример»

В Севастополе, городе русской славы, стоит памятник, окруженный цветущим багряником.

Сверху бронзовая триера — древнегреческое судно.

На постаменте слова: «Казарскому — Потомству в пример».


Над городом, словно легкое облако, плывет майская вечерняя тишина в белой пене цветущих каштанов. Тишина непредсказуемого XXI века...

А там, в глубине веков, 14 мая 1829 года был бой — бриг «Меркурий» сражался с двумя турецкими линейными кораблями за честь и достойное будущее России. Из сражения со 110-пушечным капудан-паши «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем», которое продолжалось около четырех часов, 18-пушечный бриг «Меркурий» вышел победителем, несмотря на то, что он получил свыше 20 попаданий в корпус и более 300 — в паруса, такелаж и рангоут. В беспримерном в истории неравном бою турецкие корабли отступили. Экипаж брига в бою потерял 4 человека, 8 человек, в том числе и командир, получили ранения.


Перед сражением на судне решили — в случае непосредственной угрозы захвата брига противником взорвать «Меркурий». Командир — капитан-лейтенант А.И. Казарский положил у входа в крюйт-камеру заряженный пистолет, чтобы последний, кто уцелеет в бою, выстрелил в бочки с порохом.


Вот что написал об этом событии один из турецких офицеров: «Во вторник с рассветом, приближаясь к Босфору, мы приметили три русских корабля — фрегат и два брига. Корабль Капудан-паши и наш открыли тогда сильный огонь. Дело неслыханное и невероятное — мы не смогли заставить его сдаться: он дрался, ретируясь и маневрируя со всем искусством опытного военного капитана, до того, что, стыдно сказать, мы прекратили сражение, а он со славой продолжил путь...

Ежели в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми буквами на храме Славы:
он называется русский капитан-лейтенант Казарский, а бриг «Меркурий»...

-2

Ива́н Константи́нович Айвазо́вский — русский художник-маринист армянского происхождения, баталист, коллекционер, меценат.