Найти в Дзене
Факт земли

"Смертельный гальюн" или как погибла немецкая подводная лодка.

Оглавление

Подводные лодки германии, времен второй мировой войны, считались лучшими в своем классе. В них были использованы лучшие достижения немецкой инженерной индустрии. Одним из таких передовых "приборов" было устройство гальюна или по нашему по "земному" - туалета. В то время все лодки собирали отходы в специальные баки, которые необходимо было часто очищать, то есть подводники были вынуждены чаще всплывать и возвращаться на базу.

Подводная лодка U-1206
Подводная лодка U-1206

Новый гальюн

Но на подводных лодках U-1206 в 1945 году были установлено новое сантехническое оборудование, позволяющее выбрасывать отходы прямо на глубине. Эта техника была сложнее в обращении и экипаж даже должен был пройти обучение по пользованию ей. Так же один из техников команды проходил специальные курсы по обслуживанию этой системы.

Система позволяла с помощью сжатого воздуха под большим давлением выкидывать за борт все "отходы", преодолевая забортное давление, которое надо сказать на больших глубинах не маленькое.

Отправление в поход

Командиром одной из таких подводных лодок был 26-летний капитан-лейтенант Карл-Адольф Шлитт. 28 марта 1945 года подводная лодка загрузив на борт боезапас и провизию, отправилась к берегам Шотландии, чтобы атаковать конвои кораблей англичан. Повстречав один из конвоев командир корабля принял решение к атаке из подводного положения, но вснилось, что один из дизель генераторов не исправен, что не давало возможности маневров подлодке на глубине. Шлитт принял решение залечь на дно на глубину 90 метров и попытаться произвести ремонт.

Карл-Адольф Шлитт командир U-1206
Карл-Адольф Шлитт командир U-1206

Находясь на такой глубине подводная лодка подвержена огромному давлению и именно для этого случая и была придумана новая система выброса отходов жизнедеятельности. Именно в этот момент, когда лодка находилась на глубине, командир корабля Шлитт решил воспользоваться новым "чудо гальюном"

Как это произошло

Далее привожу цитату из книги немецкого автора Й. Бреннике «Охотники за охотниками. Хроника боевых действий подводных лодок Германии во Второй мировой войне»:

Командир Шлитт зашёл в крошечное помещение, чуть побольше шкафа. Загорелся красный свет – «занято».

Обычно гальюном можно было пользоваться, только когда лодка находилась на небольшой глубине. Но на «U 1206» была установлена новая техника, которая функционировала на любой глубине. Но она была сложнее и непроста в обращении. Под обычной чашей находился бак, рассчитанный на забортное давление, он открывался и закрывался с помощью задвижки и, что самое важное, опорожнялся за борт сжатым воздухом посредством специальной запирающей системы, способной преодолеть давление забортной воды даже на большой глубине.

Через какое то время Шлитту пришлось приводить технику в действие. Он прочёл инструкцию к аппаратуре, которую дали на каждую лодку, – нормальную корабельную инструкцию соответствующего объёма. Но Шлитт не стал рисковать и перечитал инструкцию вторично.

«А, все просто», – подумал он.

Однако всё оказалось не так просто, как он думал. Шлитт, должно быть, действовал неуклюже. Он старался, ворчал, чертыхался, но ничего не получалось. И подумал, что, пожалуй, лучше послать за гальюнных дел мастером – человеком, который проходил на базе курсы по обслуживанию системы.
Гальюн U-1206
Гальюн U-1206
Пока Шлитт боролся с рычагами и вентилями, дверь неожиданно открылась. Механик забеспокоился, не случилось ли чего, и послал за Мёбиусом, тем самым специалистом, чтобы тот пришёл на выручку командиру. Бедный парень не знал, конечно, что командир не закрыл задвижку, которая отрезала бак высокого давления от отсека, и в желании услужить командиру тут же открыл клапан эжектора. Столб воды шириной в ногу с шумом и пеной вырвался вверх, вначале окатив командира и Мёбиуса отнюдь не ароматным содержанием нижнего бака, а затем каскадом солёной воды. Вода била с такой страшной силой, что обоих отбросило.

– Закройте эжектор! – выкрикнул Мёбиус. – Закройте эжектор!

Он сам попытался остановить миниатюрный смерч и бросился вперёд. Ослеплённый водой, он тщетно шарил в поисках клапана. Море продолжало врываться в лодку с такой силой, что Мёбиуса снова и снова отбрасывало назад. Лодка находилась в тот момент на глубине 90 метров, и с соответствующей силой вода врывалась внутрь лодки через хитроумное изобретение.

Понимая, что происходит, механик быстро взял в этот момент управление на себя. Не ожидая приказов, он вывел лодку на перископную глубину. Это значительно снизило давление поступающей воды и позволило Мёбиусу закрыть клапан эжектора. Но вода уже проникла внутрь лодки и сквозь настил палубы просочилась в аккумуляторные батареи. Оттуда стал подниматься белый пар.

Лейтенант Шлитт сразу почувствовал парализующую немоту, голова закружилась, и он тут же понял, что происходит.

Хлор!

Шлитт увидел, как люди задыхаются, кашляют, многих тошнит. Смертельные белые кисточки, словно призраки, разбредались по лодке среди бледных товарищей Шлитта.

Если ничего не делать, «U 1206» погибла.

– Продувай балласт, механик! Всплываем! Что бы там ни было наверху, всплываем! – еле проговорил Шлитт, под которым уже подгибались колени.

Механик продул балластные цистерны. Шлитт с трудом поднялся по трапу и с неменьшим трудом приподнял крышку люка. В лодку с шумом устремился свежий воздух, вентиляция удалила ядовитый газ.

Кружившие в небе два самолёта сразу увидели лодку и бросились в атаку. Пока артрасчеты выходили из лодки, на неё обрушились бомбы. «U 1206» не получила ни одного прямого попадания, но близкие разрывы нанесли ей такие серьёзные повреждения, что она лишилась способности погружаться.

«U 1206» была приговорена. Шлитт махнул рукой и скомандовал:

– Оставить корабль!

То, что начиналось как смешная и нелепая проблема, вылилось в серьёзный материальный ущерб и трагедию. Потому что не всем членам команды удалось покинуть обречённую лодку. Хлор унёс несколько жизней.»
Понравилась статья подписывайтесь и ставьте лайк, вам не сложно а мне приятно.