О Версальском дворце, полагаем, слышали многие. Первые ассоциации, вероятно, такие: Франция, недалеко от Парижа, туристическое место, памятник архитектуры... Но эта статья посвящена совсем другому - идее. Это грандиозное, даже по нынешним меркам, сооружение рассматривалось современниками не только как шикарная резиденция короля; архитекторы вкладывали в свое творение сакральный смысл, если можно так выразиться. А именно, целью было не просто создание дворца, а демонстрация модели мироздания того времени.
В начале хотелось бы осветить интересный факт - свой "Версаль" есть и в России. В конце статьи мы напишем об этом подробнее.
Теперь вернемся к основной теме и разберемся по пунктам:
1. Солярная символика.
Во Франции со времен династии Валуа (1328-1589) Солнце стало рассматриваться как королевский символ. Окончательно он закрепился за династами в XVI веке после открытия Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Солнце - центр Вселенной, король - центр жизни страны. Придворные - планеты, вращающиеся вокруг Солнца-Короля и отражающие его свет. Апогеем расцвета этой идеологии стало правление Людовика XIV Бурбона (1638 -1715), который и остался в истории как "Король-Солнце".
Надо отметить, что это произошло не просто так: удачные военные кампаниями подняли международный престиж Франции; реформы в области финансов и торговли, покровительство в сфере искусств способствовали внутреннему развитию страны. То есть правитель запустил механизм государства, как Солнце заставляет вращаться планеты.
Именно по этой причине в основу парка была положена веерная композиция. Ленотр, главный архитектор, создал три сходящихся луча, символизировавших солнечный свет, который король распространяет по Франции.
2. Возвращение к античности
Эпоха Ренессанса нашла яркое выражение в этом архитектурном памятнике. Это обуславливалось тем, что в рамках христианской идеологии никто не может быть выше Бога. Языческая мифология античности позволяла возвысить Людовика и королеву на недосягаемую высоту - сделать их центром универсума. По этой причине в Версале нет ни одного христианского сюжета - только языческая символика.
Более того, Людовик изображается и в образах античных героев и выдающихся личностей - полководца Александра Македонского или Аполлона.
Также важно отметить, что во всем замке нет ни одного портрета предыдущих императоров. Это должно было поставить Короля-Солнце выше всех остальных монархов.
3. Символ абсолютной монархии
Период правления Людовика XIVсчитается апогеем абсолютизма. Следовательно, и придворное искусство было призвано возвеличивать монарха. Перед архитекторами стояла серьезная задача - создать что-то по-настоящему великое, с чем не могли бы сравниться другие замки и дворцы. Ведь французский король - центр всего.
Огромная площадь ансамбля, аллеи, уходящие за линию горизонта символизировали постоянную экспансию Франции и её укрепление среди других стран.
Превышение размеров парка и дворца, их несоизмеримость с физическим миром человека стали важнейшей характеристикой версальского комплекса. Понятие бесконечности - феномен Нового времени, это и отличает новоевропейское мировоззрение от средневекового, где господствовало представление о замкнутом, неподвижном мироздании.
Итак, Версаль - это не просто прекрасное место, которое должен посмотреть каждый турист, посещающий Париж. Это модель мира, того, каким представляли его представители французской элиты XVII века.
Более того, французская модель дворца не раз заимствовалась. Так, российский император Петр I был вдохновлен именно Версалем, когда приказал строить Петергоф.
Спасибо за прочтение! Надеемся, вам понравилась статья.