Найти в Дзене
Книжный класс

Очарованный Крым, незаслуженно забытый

Юг России в первой половине позапрошлого века предоставлял самые заманчивые возможности для любителей живых впечатлений. Особенно привлекательным в этом отношении был Крым. Присоединенный к Российской Империи полководцами Екатерины Великой в 1783 году, Крым уже к тому времени был населен не воинственными горскими племенами, как Кавказ, а вполне мирными обывателями – далекими потомками греческих поселенцев и татар Мамая, осевшими по побережью полуострова и в местах, пригодных для садоводства и виноградарства. Поэтому единственным условием и трудностью для желающих побывать в нем была готовность мириться с минимальным комфортом. Зато наградой за испытания плохими дорогами и недостатком приюта был полный набор наслаждений, о которых путешествующие (в большинстве своем люди образованные) могли до этого лишь читать в поэмах лорда Байрона, романах Вальтера Скотта, философа Руссо, а также у родных писателей-современников – Пушкина, Лермонтова. Посидеть в тишине у горного источника, окинут

Юг России в первой половине позапрошлого века предоставлял самые заманчивые возможности для любителей живых впечатлений. Особенно привлекательным в этом отношении был Крым. Присоединенный к Российской Империи полководцами Екатерины Великой в 1783 году, Крым уже к тому времени был населен не воинственными горскими племенами, как Кавказ, а вполне мирными обывателями – далекими потомками греческих поселенцев и татар Мамая, осевшими по побережью полуострова и в местах, пригодных для садоводства и виноградарства.

Карло Боссоли и его Крым в 1840 году (Яндекс-фото)
Карло Боссоли и его Крым в 1840 году (Яндекс-фото)

Поэтому единственным условием и трудностью для желающих побывать в нем была готовность мириться с минимальным комфортом. Зато наградой за испытания плохими дорогами и недостатком приюта был полный набор наслаждений, о которых путешествующие (в большинстве своем люди образованные) могли до этого лишь читать в поэмах лорда Байрона, романах Вальтера Скотта, философа Руссо, а также у родных писателей-современников – Пушкина, Лермонтова.

Карло Боссоли и его Крым в 1840 году (Яндекс-фото)
Карло Боссоли и его Крым в 1840 году (Яндекс-фото)

Посидеть в тишине у горного источника, окинуть взглядом с высоты окрестные долины и морскую даль, вдохнуть свежий воздух, то напоенный древесными ароматами, то оживленный соленым бризом, дать волю воображению на фоне храмовых или крепостных руин – не благодать ли? Чувствуя себя первопроходцами, переполненные впечатлениями крымские путешественники и сами нередко брались за перо, делясь с согражданами сокровищами своих чувств, мыслей, маленьких практических открытий.

Карло Боссоли и его Крым в 1840 году (Яндекс-фото)
Карло Боссоли и его Крым в 1840 году (Яндекс-фото)

Это еще не было сколь-нибудь научным изучением Крымского полуострова. В записках впечатлительных вояжеров остались непроверенные сведения от неизвестных рассказчиков, огрехи в датировках и написании топонимов и исторических имен. Но все же ценность их неоспорима. Искренние личные переживания авторов передают то, чего так не хватает современным потребителям массовых туристических благ – восторг от уединения с первозданной природой, свежесть прикосновения к следам ушедших цивилизаций, осознание собственной ценности от контакта с доселе неизведанным и недоступным.

Айвазовский. Крым. Морской пейзаж. (Яндекс-фото)
Айвазовский. Крым. Морской пейзаж. (Яндекс-фото)

Именно таковы записки писателя и публициста Николая Сементовского «Путешествия по Крыму в 1840-х годах». Автор описал свой путь от Перекопа до Симферополя и Алушты, от Алушты до Балаклавы, свое пребывание в Бахчисарае и знакомство с «пещерными городами» Юго-Западного Крыма. В живописном повествовании чувствуется явное желание подняться до совершенства лермонтовской прозы, а честность очевидца заставляет признать, что Фонтан слез в Бахчисарайском дворце вопреки «очаровательному вымыслу поэта» поставлен не в память пушкинской Марии. «Мраморная доска надписи окружена изящною резьбою, изображающей цветы и плоды. Вода льется из чашечки, медленно выскакивая слезами. Наверху фонтана среди украшения что-то подобное изображению креста, но это скорее случайность. На второй доске большими буквами начертано имя Дильяра. Эта надпись, обвитая цветами, часто является и среди пестрых украшений двери и окон. За ханским садом еще и доселе находятся развалины восьмистороннего памятника, поставленного над прахом Дильяры…»

Фото с сайта издательства "Н.Орианда".
Фото с сайта издательства "Н.Орианда".

Сементовский Н.М. Путешествия по Крыму в 1840-х годах. - Феодосия: Издательский дом «Коктебель», Симферополь: Издательство «Н.Орiанда», 2019 – 176 с., ил. (Серия «Раритет». Выпуск 1.)

Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .

Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.

Оставайтесь с нами.