Каждый когда-то начинает что-либо с нуля. Хорошо, когда рядом есть учитель, еще лучше - Учитель, тот, кто передает основы и тонкости ремесла из рук в руки.
К сожалению, такое редко встречается. В остальных случаях начинается изучение литературы и обучение методом научного тыка.
Хотел бы поделиться особенностями работы с эпоксидной смолой.
Начинать всегда лучше с постановки задачи и проработки технологического процесса, то есть нужно определиться, что хочется получить и как этого добиться.
Отсюда вытекает ряд разумных вопросов.
Какую смолу выбрать?
Эпоксидная смола продается, как правило, в нескольких модификациях: клеи, ювелирная и ля массивных заливок. Каждый вид предназначен для решения конкретной задачи, для других целей НЕ ПОДХОДИТ. Не нужно экспериментировать. Лучше пользоваться смолой по назначению.
Клей предназначен для того, чтобы клеить, у него высокая вязкость. Смола для массивных заливок долго полимеризуется, это нужно для того, чтобы вышли все пузыри газа. Ювелирная смола пластичная и хорошо обрабатывается.
Смола может продаваться в двух флаконах, может - в трех. В чем разница?
Первоначально эпоксищные смолы выпускались комплектом из двух компоненов - самой смолы и отвердителя. С появлением модифицированных смол появилась возможность выбрать
состав с необходимыми физическими свойствами. В состав основного компонента можно ввести пластификатор (вещество, увеличивающее пластичность, значит податливость в обработке).
В отвердитель вводят катализатор - вещество, ускоряющее или замедляющее процесс полимеризации. В любую ювелирную смолу введен пластификатор, в отвердитель смол для массивных заливок - катализатор для замедления реакции полимеризации.
Не стоит покупать отдельно катализаторы и пластификаторы если под рукой нет маленькой химической лаборатории с мешалками, песчанными банями, печами и прочим.
Введение дополнительных компонентов в основные ВЕСЬМА трудоемкий процесс. Лучше использовать готовые наборы.
Смола выбрала и куплена. Как с ней работать?
Заблаговременно желательно обзавестись расходный материалами. В ход пойдут мешалки (любые), перчатки, тара (пластиковые стаканчики,
контейнеры от маринованных огурцов и т.д), точные весы, силиконовый герметик. Все расходники должны быть одноразовые, иначе есть риск занести в заливки пыль или жиры.
Работать лучше в проветриваемых помещениях в средствах индивидуальной защиты. Смешивание компонентов производится в двух емкостях по принципу "смешал-перелил, смешал-перелил".
Такой подход нужен для того, чтобы в объеме не осталось не смешанных компонентов (они, как правило, гнездятся у дна и на стенках тары).
Смешивать лучше вручную (если речь не идет о ведрах состава)ё так меньше вероятность набрать пузырей воздуха. Пяти минут обычно бывает достаточно.
Некоторые персонажи пытаются залить стыки частей опок (ящиков-форм) залить термоклеем, надеясь, что он удержит смолу. Не удержит. Точно, пробовал. Только силиконовый герметик
Еще один момент. Эпоксидка боится воды и жиров. То, что касается смолы, должно быть обезжирено и сухим. Жиры дают мутность раствора, вода - образование пузырей.
Если планируется стол-река или ваза с заполненой трещиной, дерево должно быть сухим.
Форма намертво приклеилась, как этого избежать?
Есть ряд материалов, обладающих низкой адгезией. Это силиконы всех видов, полиэтилен (и его родственники), поликарбонад, лавсан. Про разделители точно не скажу - из испробованных не один стопроцентно не сработал.
Пузыри. Откуда они берутся? Что с ними делать.
Берутся они при смешивании компонентов, из пор древесины, от взаимодействия с водой, из самой смолы (во время реакции может выделяться водород).
С пузырями на поверхности можно бороться феном или газовой горелкой. С пузырями в объема сложнее. Варианта два. Или послойная заливка (толщина слоя 5-10 мм), или
вакуумирование. Последний метод гарантирует отсутствие проблем.
Пигменты. Как подобрать нужный цвет?
Лучше подобрать готовый. Если такого в наличии нет, нужно запросить у производителя колеровочную таблицу. При топорном смешивании красного и синего вполне можно
получить вместо фиолетового серый. Пигменты лучше вводить малыми дозами, так можно контролировать интенсивность и прозрачности полученной смеси.
Чем удалить следы компонентов?
Лучше всего для этой цели подойдет 646ой растворитель. Удалит все, что только можно. При использовании проветривайте помещение.
Самое главное в любом деле - не суетиться. Всегда нужно дождаться полной полимеризации. Определить, готова ли отливка или нет, просто. Если после надавливания ногтем на поверхности не остается видимого следа - готово.
Успехов в творчестве!