Найти тему
Канал "Инфо"

Пиар – беда современной России

Пиар (PR, Public Relations) – по-русски «Связь с общественностью, публичные отношения». Это определенная технология или даже целый комплекс мер и решений, направленных на формирование и поддержание положительного имиджа компании, общественной организации или конкретного человека в глазах общественности.

Видоизмененное изображение из открытых источников
Видоизмененное изображение из открытых источников

И всего-то. Скучное, бюрократическое определение, пришедшее к нам с Запада.

Не знали мы его раньше, да и не надо было знать, ведь то, чем мы (а, точнее власти) занимались до этого, то пиаром не считалось. То есть никто не понимал, что мощнейшие медийные возможности тоталитарного государства могут сделать личности или организации такой пиарище, который в «загнивающем капитализме» невозможен по определению за любые деньги!

Так что родиной пиара – можно, в некотором роде, считать СССР.

…Все знают, кто такой Стаханов? А Талалихин? Космодемьянская, Жуков, Русланова, Королев, Туполев, Пугачева… Имена, впитанные с молоком матери!

А знают ли американцы, кто главный конструктор «Боинга»? Лунной программы? Кто их герои Второй Мировой? Так, чтобы ночью разбуди…

Но кто такая Мэрилин Монро знают все! А почему?

А потому, что СССР делал грандиозный пиар всем, кого считал нужным (и полное забвение тем, кто провинился, но это тема другой статьи), а в США же – частные компании пиарили только тех, чьё имя могло принести коммерческую выгоду, ибо пиарить человека для увеличения стоимости его самого, никто бесплатно не будет, капитализм-с.

Теперь мы подошли к главному: любой пиар человека или структуры нужен лишь для увеличения стоимости на рынке и повышения статуса в общественном пространстве.

Хочешь стоить дорого – плати за свой пиар сам; даст Бог, затраты окупятся (но не факт).

В СССР пропиаренные (или распиаренные?) люди дорого стоить не могли – они всё равно принадлежали государству, хотя и имели материальные блага, недоступные простым людям. Но в пересчете на стоимость – они жили не выше среднего класса в США. То есть – они не могли конвертировать свою славу в миллионы долларов, ибо не могли вырваться из-за железного занавеса.

С падением занавеса к нам пришло (наряду с другими) это заморское словечко – пиар. До господства Интернета особой силой оно не обладало, ибо пропиариться простой человек мог только на радио, ТВ, да в глянцевых журналах. А, поскольку это было нужно только определенным публичным персонам, то и ажиотажа не было: пиарились те, кто хотел и прилагал к этому усилия… Но круг их был узок – все остальные граждане и гражданки занимались мелким бизнесом, а также другими способами (зачастую экзотическими) зарабатывания денег для выживания.

С проникновением Интернета во все сферы жизни, народ распробовал, что такое собственный пиар: ведь благодаря популярности в сети, можно заиметь перспективные знакомства, найти хорошую работу, устроить личную жизнь…

В результате, сеть затрещала от желающих, и, одновременно, перестал работать социальный лифт: находящиеся на верхних этажах быстро сообразили, какую угрозу таят в себе толпы людей на нижних этажах!

И они закрылись. И одновременно, закрыли все медийные площадки и каналы! Так что у желающих остались только соцсети, инстаграм, блоги да видеохостинги.

Федеральные радио, ТВ, пресса, официальные сайты почти не воспринимают людей «снизу», с улицы, будь они хоть трижды талантливыми, неординарными или героическими…

«Мы живем под собой не чуя страны, наши речи за десять шагов не слышны…» (О. Мандельштам, 1933 г.)

Сложилась парадоксальная ситуация: сейчас любому (хоть президенту) можно написать и даже позвонить, ибо средств связи и коммуникации с 30-х годов ХХ века стало несколько больше (смайл). Но ответом будет в лучшем случае отписка, а чаще – тишина, хотя бывают и случаи хамства: вы кто такой?!

Тема пиара стала настолько нервной, что доходит до маразма: при участии «простого народа» в ток шоу, озвучивают только профессии, ненужные для самопиара, типа тракторист или рыбак. Но вот если участник – самодеятельный артист или писатель, то табу! Ведь он же бесплатно, с помощью федерального канала пропиарит себя на всю страну! Этого допустить никак нельзя! А вдруг он и правда страшно талантлив?! А те, кто находятся сейчас на вершине – не очень? А места на верхних этажах всем не хватит – кто-то же тогда должен спустится вниз…

В результате – к пиару стали относить любое упоминание о человеке в СМИ в независимости от его деяний: и, если человек тот не «из обоймы» так сказать, то и упоминания он, как правило, не удостаивается. Даже если он совершил героический поступок или необыкновенное действие (например, проехал всю страну на велосипеде или пробежал марафонскую дистанцию задом наперёд).

Это происходит потому, что СМИ свою деятельность рассматривают также как пиар: если они сообщают новость об известном человеке (да ещё и первыми!) то это служит поднятию рейтинга и увеличению продаж (посещаемости) этого СМИ. А если они расскажут о простом человеке, то это послужит лишь его пиару! А бесплатно пиарить никто никого не будет, капитализм-с.

Бесплатно не будут, а за деньги? О, это пожалуйста… В прессе – заказные статьи, на радио и ТВ – такие же передачи; резонансные события (от политических и финансовых потрясений до крупных пожаров или эпидемий) всегда комментируют некие эксперты с указанием должности и места работы – догадались, как они туда попали?

Как часто бывает в России ситуация дошла до края: кто угодно может написать, например, книгу, где ославить любого публичного человека (артиста, чиновника, бизнесмена) и… ему ничего за это не будет. Почему? Ответ прост: если оскорбляемый подаст на писателя в суд, то за счет известной фамилии – новость растиражируют федеральные каналы и в результате – эту книгу сметут с прилавков: все захотят прочесть, что же такого плохого нарыл против «сильных мира сего» этот смельчак?

А поэтому – «они» просто предпочитают ничего не видеть и не слышать.

Пусть печник пиарит себя среди дачников, самодеятельный артист – на таких же мероприятиях, девушки – себя любимую в инстаграмме… Пусть покупают себе лайки, подписчиков; придумывают звания, организуют союзы и творческие объединения…

Чем бы дитя не тешилось…

Только лишь бы оно не лезло к «серьезным людям» с деньгами и связями.

Так что,

Пиарьтесь, господа и дамы!

Богатыми и знаменитыми вам не стать, не дадут… Но хотя бы сопричастность к этому ощутите, запах, так сказать. А что вам ещё остается делать в этой жизни, если Господь не дал вам того, что имеет богема…

© Борис Долгарев, 2020

Подписывайтесь на канал, и – каждый день у вас в ленте интересная информация, полезные советы, ответы на вопросы. Канал «инфо» – к вашим услугам!