Продолжаем разговор о литературных приемах. Сегодняшняя тема — одна из разновидностей так называемого «ненадежного рассказчика», а именно «рассказчик-безумец».
Ничему из того, что рассказывает ненадежный POV, стопроцентно верить нельзя. Он способен лгать, или, как в нашем случае, у него может быть искажено воспринятие. Интересно, что данный прием очень укоренился в российской литературной традиции. Поэтому начнем мы со знакомой всем школьной классики.
«Записки сумасшедшего», Николай Гоголь
Сюжет родился в ходе чайных посиделок у Гоголя, где приятель-психиатр рассказывал писателю о своих пациентах. Рассказ родился на пересечении двух более ранних замыслов: о сошедшем с ума музыканте и о чиновнике, который слишком зациклился на идее получить орден Владимира третьей степени.
Главный герой (рассказ представляет собой отрывки его дневника) — мелкий делопроизводитель Аксентий Поприщин. Он переписывает бумажки, его попрекает несобранностью начальник, но сам герой втайне мечтает о величии.
По ходу истории он влюбляется в дочь директора, крадет переписку двух ее собачонок, а после совсем отрывается от реальности и убеждает себя в том, что он — гишпанский (испанский) король. Поприщина, естественно, отправляют в желтый дом, но ему при этом кажется, что он он совершает путешествие по Испании.
«Дьяволиада», Михаил Булгаков
Сатирическая повесть написана Михаилом Афанасьевичем в 1923 году. В ней сильно чувствуется влияние Гоголя и Кафки, но сам писатель ее ценил не особо высоко.
Делопроизводитель Коротков (нежный, тихий блондин) сражается с бюрократической машиной молодого советского государства. Она представляется ему неодолимой демонической силой. В ходе противостояния хрупкая психика мелкого чиновника дает трещину.
Все начинается с того, что в конторе, где работает Коротков, зарплату вдруг выдают спичками. Спички не горят и обжигают ему один глаз. На утро делопроизводитель влипает в неприятность со своим новым начальником, фамилию которого (Кальсонер) он в официальной бумаге принял за слово «кальсоны».
Его увольняют со службы, затем увольняют его начальника, после чего начинается форменный бюрократический ад с нарастающими как снежный ком элементами сюрреализма. Делопроизводитель сходит с ума (и мы наблюдаем распад его личности изнутри), после чего цепь событий приводит товарища Короткова на крышу высотного здания, откуда тот прыгает вниз, спасаясь от сотрудников милиции.
«Над кукушкиным гнездом», Кен Кизи
Культовый роман поколения хиппи и его не менее культовая экранизация, из которой, увы, пропал самый главный (по мнению писателя) компонент. Дело в том, что всю эту замечательную и трагичную историю в книге мы видим глазами вождя Бромдена.
Этот гигантского размера индеец страдает от галлюцинаций. Поэтому в его восприятии, например, чернокожие санитары выглядят как совершенно потусторонние монстры. Все это придает тексту особый психоделический колорит, которого напрочь лишен фильм Милоша Формана. Кстати, именно поэтому сам писатель эту экранизацию критиковал.
Сюжет мы пересказывать не будем (наверняка вы смотрели фильм), но обратим внимание, что оригинальная книга отличается от картины и рядом других деталей. Например, бунтарь Макмерфи в романе рыжий ирландец, а сестра Реэтчед гораздо старше и внешне выглядит совсем не так интересно как сыгравшая ее красотка Луиза Флетчер.
«Дом, в котором», Мариам Петросян
Ставший культовым текст армянской художницы-мультипликатора, над которым она работала долгие десять лет. Жанр очень можно условно определить как «магический реализм».
Действие книги происходит в замкнутом пространстве некоего интерната, который населен подростками-инвалидами. Это очень таинственное старое заведение, которому уже более ста лет.
Место и время действия дается намеками, это своеобразная смесь Союза конца 80-х и США. По ходу сюжета персонажи (не все из них сумасшедшие, но у всех богатое воображение) сколачивают противостоящие группировки, совершают уголовные преступления, а еще путешествуют между мирами и вообще творят разные непонятные вещи.
Поскольку в процессе подростки то и дело употребляют запрещенные вещества, сложно судить что из этого происходит в реальности, а что представляет собой лишь плод их фантазии.
***
Пожалуйста расскажите в комментариях какие еще книги подобного типа вы читали.