Суфийская притча
Я думаю, вам рассказать не лишне,
Что как-то раз к святому Рамакришне,
Дождавшись часа, женщина пришла
И мальчика с собою привела.
Тот мальчик был ей сын. Она сказала:
«Кáк в женской власти Божьей власти мало !
Учитель дорогой, лишь ты один
Души и тела истый господин;
В твоих очах, в твоих словах есть сила,
Какой от Неба я не получила,
И потому на сына повлиять
Я не могу, хоть я ему и мать.
И вечером и утром и в обед
Он, вместо пищи, просит лишь конфет;
Конфеты портят зубки молодые,
К тому же и конфеты дорогие,
Мне трудно покупать их каждый день,
Ему же даже зубы чистить лень.
Пожалуйста, поговори с ним как-то,
Я знаю, у тебя есть чувство такта,
И верю, что услышав твой совет,
Он больше в руки не возьмёт конфет». —
На мальчугана посмотрел Учитель,
Подумал и промолвил: «Приходите
Через недели две ко мне опять,
Тогда смогу я кое что сказать». —
Когда пришёл назначенный им срок,
Мать привела ребёнка на урок.
На мальчика светло взглянул Учитель,
Как истинный заботливый родитель,
И ласково сказал ему: «Сынок,
Зачем ты к своей матери жесток ?
Ведь ты разумный мальчик, ты же знаешь,
Что сладостями зубки разрушаешь
И этим причиняешь маме боль,
А мама только и живёт тобой.
Коль деньги на конфеты мама тратит,
Она уже не купит ни тетрадей,
Ни книг хороших, из которых ты
Узнал бы путь добра и красоты.
От сладостей душа людей слабеет
И трудностей уже не одолеет;
Кто сладостями истощает дух,
Скорей предатель будет, а не друг.
Пообещай же мне, мой мальчик милый,
Что ты в своей душе отыщешь силы
И сможешь воздержаться от конфет,
В которых ни добра, ни смысла нет». —
Задумался ребёнок над словами,
И вдруг пообещал, что больше маме
Не будет докучать своим нытьём
И от конфет освободит свой дом.
Он поклонился Мастеру в смиренье
И принял от него благословенье.
Тогда Учителя спросила мать:
«Но почему ты нас заставил ждать ?
Пока минули эти две недели,
Я их конца дождалась еле-еле». —
Учитель улыбнулся и сказал:
«Да потому, что я и сам страдал
Недопустимой слабостью к конфетам,
Так кáк других я мог учить при этом ?
Поэтому-то я с того же дня,
Как только вы пришли просить меня,
Сам перестал сначала есть конфеты,
Чтоб право получить давать советы.
Чтоб в трудный путь других людей вести,
Мы сами этот путь должны пройти;
Чтоб посылать других дорогой к Богу,
Самим нам нужно одолеть дорогу;
Учить других имеет право тот,
Кто слово сделал делом наперёд;
Лишь слово, что покоится на деле,
Помочь другим сумеет в самом деле». —
Все слышавшие речь Шри Рамакришны,
Хвалу Творцу произнесли чуть слышно.
*
Узнайте и в Писанье запишите,
Каким быть должен истинный Учитель:
Не сильным, не великим, не богатым,
Не благолепным и не тороватым,
Не башковитым, не красноречивым, —
Учитель должен только быть правдивым.
Лишь честностью глубокой он достигнет
Основ, каких и время не подвигнет;
Лишь правдой высочайшей он добьётся
Вершин, с каких вовеки не сорвётся.
Кто мудр без правды, кто силён без чести,
Кто все достоинства имеет вместе,
Но кто ради корысти или славы
Готов забыть путь чистый, честный, правый
И примириться со своим недугом, —
Не может быть Учителем и Другом.
Учитель так же прост, как прост ребёнок,
И в то же время, как Архангел, тонок,
Он беззащитен там, где ложь на воле,
И всемогущ, где правда на престоле;
Он — грозный лев перед людским позором,
Но он — овца пред Божеским укором.
Он — Бог, когда нам Бог, как воздух, нужен,
И он — никто, когда мы миру служим.
Любых на свете совершенств ищите,
Перед любой святыней трепещите,
Но если нет в ней честности и правды,
То поскорей её другим оставьте.
Молитесь лишь о встрече с тем, кто честен,
Пусть он ни вам, ни миру неизвестен,
Пусть кажется он вам несовершенным,
Не кротким, не елейным, не смиренным,
Пусть он тиран и деспот и мучитель,
Но если он правдив — он ваш Учитель.
Лишь тот, кто Бога честно к нам проводит,
Из мира нас поистине выводит;
Лишь тот, кто Божьей Воли не скрывает,
Действительно наш дух освобождает.
Но кáк найти Учителя такого,
У коего кристально честно слово,
Кáк отыскать средь мира лжи и фальши
Кто б в правде вёл нас глубже, выше, дальше ?
Вóт в чём вопрос ! — И вóт к ответу дверца:
Чтоб встретить чистоту ума и сердца,
Единство чувства, мысли, слов и дела, —
Будь сам правдив и честен до предела.
Когда ты лжив и этим успокоен,
Не встретишь то, чего ты недостоин;
Пока дрожишь за лицемерной дверью,
Не встретишь то, что требует доверья;
Пока боишься, что тебя обманут,
Не жди, что Ангелы в твой дом заглянут.