Найти тему

История Николая Балмасова

Ювелирное искусство... С этим понятием ассоциируются музейные собрания украшений и изделий из платины, золота, серебра, алмазов и изумрудов, которые завораживают массой и блеском драгоценных металлов и сиянием драгоценных камней, и привлекают многообразием приёмов художественной отделки и исполнения в материале, изяществом форм, рождённых фантазией мастеров. Истоки ювелирного искусства в истории цивилизации уходят в глубь веков. Ювелирное искусство России насчитывает не одно столетие. Археологами найдены ювелирные изделия, самые ранние из которых восходят ещё к бронзовому веку. Среди памятников ювелирного искусства России разных времён много замечательных образцов.

Ювелирное искусство России переживало взлёты и падения, формируя свои традиции, навыки, свою национальную школу. У истоков понимания и осознания национального исторического наследия, которое оказало сильное влияние на русскую ювелирную школу, стоял Карамзин — знаменитый русский учёный, историк, первый составитель истории государства Российского. Он писал: «Говорят наша История сама по себе менее занимательна: не думаю; нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и читатель удивится...У нас был свой Карл Великий — князь Владимир (Креститель); свой Людовик XI — царь Иоанн (Грозный); свой Кромвель — Годунов, и ещё такой государь, которому нигде не было подобных: Пётр Великий. Время их правления оставляет важнейшие эпохи в нашей Истории, и даже в истории человечества...» Эта мысль Карамзина, во многом, оказалась программной, определившей дальнейшие пути формирования и развития национального самосознания, нашедшего своё выражение в литературе, искусстве, во всех его жанрах и направлениях, в том числе, и ювелирном деле. Вместе с тем, акцентируя национальное, Карамзин достаточно ясно указывает соотношение между историей русской и историей западноевропейской, представляя отечественную историческую традицию, как часть общеевропейской.

Так и русская ювелирная школа представляет как традиции национальные, так и традиции, и художественную стилистику общеевропейскую. В конце XIX в — начале XX в. Россия считалась государством с сильным, неординарным ювелирным искусством, вызывавшим интерес и признание во многих странах Мира.

После революции 1917 г. развитие русского ювелирного искусства пошло по особому пути, оно было вынуждено искать новые формы своего существования. С точки зрения идеологии и новой морали советского государства, ювелирное искусство не только было не востребовано, но и рассматривалось как чуждое и враждебное пролетарскому государству и обществу. И хотя с середины 1930-ых годов начался процесс возрождения ювелирного искусства в России, и стало меняться отношение к нему, тем не менее, жёсткая монополия государства на право работы с драгоценными металлами и камнями, существовавшая с конца 1920-ых годов до 1991 года, практически, привела к тому, что работать с ювелирными материалами можно было только на государственных ювелирных заводах, где делали массовую продукцию. Авторские эксклюзивные ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, отдельные свободные художники, члены Союза Художников, делали по спецразрешению и заказу государства или для крупных международных выставок или для государственных подарков. Вследствие этих причин, русское ювелирное искусство после 1917 г. развивалось изолированно, и было мало известно за рубежом. После 1991 года, когда Советский Союз перестал существовать, и наступило время рыночной экономики, снова появилась для ювелиров возможность работать с традиционными ювелирными материалами. Наряду с развитием ювелирных производств, работающих на массового покупателя, интенсивно стали развиваться творческие ювелирные объединения — художественные студии-ателье, возрождающие и продолжающие прерванную традицию подобных российских студий авторского искусства начала XX века.

Среди современных творческих ювелирных объединений заметное место занимает «Мастерская Николая Балмасова». «Мастерская Николая Балмасова» начала свою деятельность в 1989 г., когда Николай Балмасов в г. Ярославле собрал под своим руководством группу талантливых художников и мастеров ювелиров. Оценивать работу «Мастерской Николая Балмасова» не конструктивно, так как глубже, точнее, тоньше и лучше, чем это делают и представляют они в своих работах, вряд ли, возможно.

Пользуясь представленным случаем, и имея многолетний опыт организации и изучения авторского ювелирного искусства в СССР, а, затем и в России, занимаясь исследованием истории ювелирного искусства, позволю себе высказать личное видение и понимание того, что привлекательно в творчестве «Мастерской Николая Балмасова», что делает ее непохожими на других, способствует узнаванию ее художественного почерка, подчёркивает неординарность и оригинальность работ. В тех произведениях, которые создаёт «Мастерская Николая Балмасова», помимо яркой авторской индивидуальности, присутствует глубоко профессиональное уважительное понимание значения школы, традиции, необходимости виртуозности владения ювелирными художественными техниками в работе с материалом, что, в совокупности даёт художнику-ювелиру право и возможность на любой творческий эксперимент, базирующийся на абсолютном понимании материала, уважении к нему, и на умении работать с ним.

Творческая «Мастерская Николая Балмасова» узнаваема своими художественными приоритетами. Она строит свою политику на подчёркнуто узнаваемой традиции национального «русского стиля». Это выражается и в ассортименте изделий, среди которых значительное место занимают культовые изделия для церковного и личного обихода, посудные формы, традиционные для России. Выбираются и используются подчёркнуто характерные художественные техники обработки и украшения русских ювелирных изделий, излюбленное в отечественном ювелирном искусстве сочетание драгоценных металлов с эмалью, в том числе, с таким его изысканным вариантом, как «витражная» («оконная») прозрачная эмаль. В работах «Мастерской Николая Балмасова» материал изделий, художественно-ювелирная работа, сама подчёркнутая визуальная драгоценность предмета, вовлекают в рассматривание, в созерцание, в углубление, любование цветовой колористикой, фактурой, многодельностью и исключительностью ювелирного исполнения. Для творческого объединения «Мастерская Николая Балмасова» главным вектором её развития, художественными приоритетами является сохранение и новое осмысление, и понимание наследия таких сугубо русских ювелирных фирм второй половины XIX века — начала XX века, как фирма Овчинниковых и фирма Хлебниковых. «Мастерская Николая Балмасова» своими работами наглядно даёт понять, что такое национальный стиль в понимании художников-ювелиров сегодня.

Творческое объединение «Мастерская Николая Балмасова» за годы своей работы по праву завоевала место среди лучших в ювелирном мире России. Ее творчество будет ещё не раз привлекать внимание и вызывать интерес, оставляя сильное впечатление своей индивидуальностью и виртуозностью мастерства.