Что вообще происходит?
Основное действие фильма проходит в исправительном трудовом лагере для "трудных" подростков. Ребята, попавшие туда по направлению комиссии, занимаются в нем общественно-полезными работами. Главный герой - Вова Киреев, молодой 15-летний пацан, у него нет матери, отец запойный алкоголик, старшая сестра учится в ПТУ. Киреев попал в трудовой лагерь из зала суда, он был пойман на краже. Более суровой участи - заключения под стражу, он избежал благодаря начальнику лагеря, взявшего на поруки малолетнего рецидивиста.
Маргарита, сестра Киреева, обычная студентка училища, старается воспитывать брата по мере своих возможностей. Когда их отец по прихоти своей сожительницы отрезал клок волос у Маргариты, младший брат приходит в ярость и, украв ракетницу у начальника лагеря, отправляется на убийство папаши.
Дети
Ну, учитывая специфику контингента спортивно-трудового лагеря, несложно догадаться, что речь идет о парнях-подростках, которые попали туда не по своей воле. Помимо трудовых работ, парни учатся плавать, выполнять гимнастические этюды, а по вечерам устраивают танцы.
Среди ребят, большинство оказывается в итоге вполне себе нормальными пацанами, но, как и в любом обществе, есть и среди них и негодяи. Один из них, Андрей Зайцев, сбежал из лагеря и живет где-то на острове, всю "черную" работу за него выполняют "шестерки". В одном из эпизодов, Зайцев со своим корешем неоднозначно пристает к отдыхающей на пляже девчонке и её парню, но на её крики о помощи прибежали родители Андрея, приехавшие в лагерь в родительский день. Они, к слову, обеспеченные солидные люди, но совершенно не заботящиеся о судьбе собственного сына.
Педагоги
В фильме, по сути, мы видим всего двух педагогов. Один из них - начальник лагеря Павел Васильевич Антонов, человек со спортивным прошлым, отказавшийся от перспектив хорошей и неплохо оплачиваемой тренерской работы для работы с "трудными" подростками.
Второй педагог, Олег Павлович, выпускник пединститута, но авторитетом у воспитанников не пользуется, более того они в открытую заявляют ему о своем неуважении. Конфликт между воспитателем и подростками достигает своего пика когда они связывают Олега Павловича и устраивают погромы в своем же лагере. Начальник учреждения в этой ситуации занимает сторону детей.
Между педагогами в одном из эпизодов возникает любопытный диалог:
- А ты, Паша, у них "свой в доску". Любому можешь сказать "фантик" и ничего... Попробовал бы я в этом духе...
- Что у тебя было по психологии?
- По психологии, не поверишь, "отлично". Насчет работы с трудно воспитуемыми подростками психология заключается не в том, чтобы позволить им "тыкать". Ты уж извини, Паш.
- Понимаешь, старик... У каждого пацана, по-моему, должен быть мужик, которому он мог бы сказать "ты". Хорошо, если это отец. А если его нет?
- Это примитивно. Дальше смотреть надо.
- Я педагогических ВУЗов не кончал, старик, так что вот... Мне кажется. Извини, пожалуйста.
- Пашенька, ты понимаешь, их жизни надо учить, жизни. Понимаешь, она и так трудная вещь? Надо, чтоб они мужиками были. С сильною волей, понимаешь, могли за себя постоять, за девушку. А они? "Сюсюканьем" ты с ними занимаешься. Я ж тебе говорил - дай мне отряд! Так ты ж мне не дал, "связал по рукам". Посмотрю я, что из них получится после лагеря. Дай Бог, чтобы хотя бы три из них вышли настоящими мужиками.
- Твоя ошибка лишь в том, что ты их все время учишь, а их надо любить...
- За что ж я их любить-то должен?
- Ох, не люби ты, Господи... Для начала не прячь шмотки в сейф.
- Останусь голым.
О "трудных" подростках
Динара Асанова, режиссер фильма, незадолго до своей смерти обратилась к подросткам, которых принято считать "трудными":
Дело в том, что как бы трудно, как бы тяжело не было их становление, они считают себя и неистовыми иногда. Не только взрослые считают их "трудными", но они и сами себя считают "трудными". Это (пожелание - прим.) суметь однажды вернуться в свой мир. И хоть раз задать вопрос "кто я", "зачем я" и "почему я".
Сыгравший в "Пацанах" роль начальника лагеря актер Валерий Приёмыхов высказал свое мнение о подрастающем поколении. Это было в 1985 году. 35 лет назад. Большинство тех подростков, к которым он обращался сами уже родители, а многие, наверное, уже и внуков воспитывают.
С одной стороны - инфантилизм, с другой стороны - они очень быстро развиваются, вот такие подряд пошли какие-то люди. Только все забыли одно, что человек становится личностью гораздо раньше чем нам кажется. А если человек становится личностью, значит он должен отвечать за свои поступки сам! Отвечать не "потому, что школа не так работала", "родители что-то не то делали", "условия были не те"... В каком бы человек не был положении, он не имеет права на какие-то поступки, понимаете? Например, даже если ты голодаешь - все равно воровать ты не имеешь права...