Найти тему

Honda CB750. Мотоцикл, который изменил мир. Часть 1.

Октябрь 1968 года, 15-е по счету Токийское мотор-шоу. Завтра уже никогда не будет таким, как прежде...

Компания Honda Motor Co презентовала свой первый большекубатурный мотоцикл с четырехцилиндровым двигателем (впервые в мире) для массового рынка! Интрига сохранялась ровно до презентации мотоцикла на публике, а до этого лишь ходили слухи, что, дескать, японцы ведут работу над рядным 750-кубовым твином.

Honda CB750 1968. Первый крупносерийный мотоцикл с 4-х цилиндровым двигателем.
Honda CB750 1968. Первый крупносерийный мотоцикл с 4-х цилиндровым двигателем.

Представленный мотоцикл в одночасье превратил всех героев дня сегодняшнего в героев прошлого- подобный уровень динамики и технологий могли предложить далеко не все гоночные "пятисотки" (самый высокий класс в те годы). Что уж говорить о тогдашних законодателях моды в мире скоростных мотоциклов в лице британцев- новейшие Triumph Trident (он же BSA Rocket 3) или Norton Commando на фоне Honda выглядели блекловато... Может сейчас, спустя более чем полвека, разгоном до 100 км/ч за 5 секунд, максимальной скоростью за 200 км/ч при мощности в 67 л.с. вряд ли кого удивить, но в те времена это были невероятные показатели для серийного мотоцикла.

Пару слов о двигателе. У него мало общего с ранними мотоциклетными моторами компании и он больше походил на таковой от Honda S800, миниатюрного спортивного автомобиля. На картере с системой смазки сухого типа стоял единый блок цилиндров, верхний распредвал приводился цепью от центра коленвала, передача крутящего момента на 5-ти ступенчатую КПП так же шла оттуда. Каждый цилиндр питал индивидуальный карбюратор CV. Помимо электростартера сохранился кикстартер.

Рядный 4-х цилиндровый двигатель Honda CB750 1968.
Рядный 4-х цилиндровый двигатель Honda CB750 1968.

При всех новшествах двигатель был установлен в традиционную ходовую часть (дуплексная рама, спицованные колеса, телескопическая вилка и маятниковая подвеска) за исключением переднего дискового тормоза с гидравлическим приводом- данная система доселе на серийных мотоциклах не использовалась.

Невзирая на это, прямых конкурентов у мотоцикла все равно не было. Да, в то время были мотоциклы с 4-х цилиндровыми моторами, например, MV Agusta 600 или Munch. Но это были экзотические мелкосерийные аппараты, выпускавшиеся в мизерных количествах и стоившие очень больших денег... А ценник на японский мотоцикл стоит учесть- в США он составлял 1495$, что было ниже по сравнению с представителями Старого света.

Динамика, дизайн, цена... Все это сыграло на руку компании Honda. Кроме того, спрос на новинку колоссально превышал предложение- вместо запланированных к продаже в 1969 году 1500 мотоциклов пришлось нарастить производство до 3000 едениц техники в месяц! И в итоге первый год мотоцикл продавался исключительно на рынках Японии и США, а уже к 1970 году стал доступен для покупателей из Европы.

К удивлению, мотоцикл практически не страдал детскими болезнями. Инженеры компании периодически вносили изменения в конструкцию мотоцикла, но доработки эти были исключительно точечного характера. А попутно, к сезону 1970 года, была разработана гоночная версия CR750.

Гоночная версия Honda CR750 1970.
Гоночная версия Honda CR750 1970.

Мотоцикл впервые появился на американской гонке Daytona 200, одном из самых престижных соревнований и под управлением Дика Манна выиграл свою дебютную гонку!

После, к сезону 1971 года, инженеры Honda готовили продолжение своей линейки мотоциклов с рядными четверками. Потомство вышло крайне удачным, но об этом в следующей главе!

Ссылка на вторую часть:

Honda
191 тыс интересуются