Найти в Дзене
Основной аэродром

📅 Первый полёт Ан-28 и «прокачка» Republic P-47 Thunderbolt. Дайджест «Этот день в истории авиации» №5 (27 января – 2 февраля)

Оглавление

Приветствую тебя, читатель! Перед очередной выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». Краткая предыстория: больше года я веду этот цикл в коротких постах (200 символов текста + картинка), которые доступны в мобильном приложении Дзен. Часто появлялся просьба «побольше фотографий и подробностей» от читателей. Решил оформить это в виде таких дайджестов. Итак — 7 дней и 7 событий из истории авиации. Полетели! ✈️

27 января

27 января 1959 года — первый полёт реактивного авиалайнера Convair 880, создававшегося для конкуренции с Boeing 707 и Douglas DC-8.

Считалось, что самолёту от Convair будет обеспечен успех за счёт меньших размеров, но большей скорости. Число «880» в названии — его максимальная скорость в футах в секунду. В более привычных нам единицах измерения это будет около 965 км/ч.

Также отмечался комфортабельный салон — результат хорошей работы дизайнеров. В зависимости от планировки Jet 880 мог взять на борт от 94 до 110 пассажиров.

Но коммерческого успеха этот авиалайнер не имел. Двигатели от General Electric топлива кушали много, а пассажиров Convair 880 перевозил мало по сравнению с конкурентами. Было построено всего 65 самолётов из 120 запланированных. Самым известным эксплуатантом Convair 880 стал «Король рок-н-ролла» Элвис Пресли. Он приобрёл лайнер в 1975 году и назвал "Lisa Marie" в честь своей дочери.

28 января

28 января 1950 года — первый полёт лёгкого двухместного самолёта Brochet MB.70.

Создавался прежде всего для любителей малой авиации и воздушных путешествий. Однако работы над MB.70 ускорились лишь после публикации требований к новому самолёту для французских аэроклубов.

Конструктор Морис Броше спроектировал и построил цельнодеревянный высокоплан c закрытой кабиной и неубирающимся шасси. Максимальная скорость, которую развивал MB.70, составляла 130 км/ч. У Броше получился достойный французский ответ на американские лёгкие самолёты от Cessna.

Всего было построено 8 единиц Brochet MB.70 5 различных модификаций, отличавшихся в основном двигателем — от MB.70 до MB.76. Несмотря на успешные испытательные полёты, заказов на самолёты не поступало. Дальнейшим развитием MB.70 стал Brochet MB.80, которому повезло больше — 10 выпущенных самолётов были приобретены для аэроклубов.

29 января

29 января 1973 года — первый полёт лёгкого турбовинтового транспортно-пассажирского самолёта Ан-28.

Появился как дальнейшее развитие Ан-14 «Пчёлка». Ещё в 1969 году в впервые поднялся в небо Ан-14М с удлинённым фюзеляжем и турбовинтовыми двигателями. Но первый «чистый» прототип «изделия 28», получивший б/н СССР-19723, построили 4 года спустя.

Самолёт вышел универсальным — мог быть пассажирским, грузовым, административным, санитарным и т.п. Благодаря развитому комплексу навигационного и радиооборудования, а также наличию противообледенительной системы, Ан-28 был способен летать в сложных метеоусловиях. Была предусмотрена установка лыжных и поплавковых шасси. Подкосное крыло большого размаха вкупе с развитой механизацией обеспечивало Ан-28 крутую траекторию взлёта-посадки.

Как и в случае с вертолётом Ми-2, серийное производство Ан-28 было развёрнуто только в Польше. С 1984 по 1992 год на авиазаводе PZL Mielec было выпущено 198 самолётов. На базе Ан-28 созданы PZL M28 Skytruck (Польша) и Ан-38 (Россия/Украина).

30 января

30 января 1915 года — первый полёт двухмоторного среднего бомбардировщика Gotha G.I.

Этот цельнодеревянный биплан появился как ответ на спецификации германской армии на «боевой самолёт» (Kampfflugzeug), опубликованные ещё весной 1914 года. Совместная разработка одного из пионеров немецкой авиации Оскара Урсинуса и командира авиаотряда Хельмута Фриделя. Gotha G.I (встречается название Gotha Ursinus Heller I) стал первым немецким двухмоторным бомбардировщиком.

Экипаж состоял из 3 человек: стрелок в носовой части, стрелок в средней кабине и пилот. Вооружение состояло из 2 пулемётов Parabellum MG14 и 300 кг бомб. За счёт использования полотна для обшивки на основной части фюзеляжа (кроме гондолы экипажа) и крыльев, самолёт получился лёгким, что положительно сказалось на его лётных характеристиках.

Всего выпустили 20 бомбардировщиков Gotha G.I, которые действовали на восточном фронте. В строевых частях G.I были до октября 1915 года, после чего их списали как устаревшие.

31 января

31 января 1958 года — первый полёт реактивного учебно-тренировочного самолёта North American T-2 Buckeye.

Флот США, обладавший солидным числом авианосцев, остро нуждался в самолёте для промежуточного обучения лётчиков палубной авиации — для отработки взлёта-посадки, стрельб, бомбометания. В 1956 году были опубликованы требования к учебному самолёту, на которые наиболее удачно «отреагировала» компания North American своим проектом T2J-1 Trainer (первое обозначение T-2 Buckeye)

Для ускорения разработки и постройки были использованы элементы конструкции палубного истребителя North American FJ-1 Fury. У T2J-1 оборудовался тормозными щитками и посадочным гаком. Кроме того, и курсант, и инструктор размещались на катапультируемых креслах LS-1.

North American T-2 Buckeye оказался настолько удачным, что стоял на вооружении ВМС США и Корпуса морской пехоты США без малого 50 летс 1959 по 2008 годы. Также для своих ВВС самолёт закупили Греция и Венесуэла.

1 февраля

1 февраля 1931 года — первый полёт бомбардировщика-разведчика SPCA 30 (он же SPCA Type III).

В 1928 году правительство Франции начало программу разработки многоместного многоцелевого боевого самолёта. В конкурсе приняли участие все крупнейшие производители — Breguet, Amiot, Blériot и другие. Предложила свой проект и компания Société Provençale de Constructions Aéronautiques (SPCA), которая до этого в основном занималась самолётами для флота.

Оригинальная двухбалочная конструкция была призвана снизить число мёртвых зон при стрельбе назад и вниз. Позиции стрелков находились в носовой части и в каждой из балок. SPCA Type III стал первым цельнометаллическим самолётом компании.

Испытания показали, что бомбардировщик получился неудачным. При полёте на полной мощности двигателей проявлялось скручивание крыла, что отрицательно влияло на управляемость. Все попытки инженеров компании устранить недостатки успехом не увенчались. Проект SPCA 30 закрыли, построив 2 опытных экземпляра.

2 февраля

2 февраля 1944 года — первый полёт опытного поршневого истребителя Republic XP-72.

Являлся попыткой «прокачать» успешный Republic P-47 Thunderbolt. Самое главное изменение коснулось двигателя. Был установлен самый мощный поршневой мотор того времени — 28-цилиндровый Pratt & Whitney R-4360-13. Крылья и хвостовое оперение оставили от P-47, а фюзеляж увеличили в размерах.

Вооружить новый истребитель конструкторы предложили 6 × 12,7 мм пулемётами (у Thunderbolt их было аж 8) или 4 × 37 мм пушками. Имелась возможность подвесить 2 бомбы по 500 килограммов.

Во время испытаний XP-72 показал максимальную скорость 788 км/ч и хорошие лётные характеристики. К сожалению, во время испытательных полётов был потерян 1 из 2 построенных самолётов. Но причиной прекращения проекта стала не авария. К 1944 году ВВС США уже не нуждались в таких самолётах. А появление первых реактивных истребителей определило вектор дальнейшего развития истребительной авиации, где поршневым самолётам уже не было места.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории.

#полеты #антонов