Дело в том, что в далёкие годы, когда Россия была очень слаба (точнее, очень слаб был разваливающийся СССР), ещё на тот момент министр иностранных дел Шеварднадзе подписал очень невыгодное для нас соглашение. Россия потеряла тогда порядка 79 тысяч квадратных километров. И это даже вместе с континентальным шельфом. По сути. Мы отдали часть страны американцам.
Согласно этому соглашению, были установлены разграничения в использовании этого самого Берингового пролива. Было это в 1990 году, как раз накануне развала огромной страны. Тогда важно было вообще, чтобы Россия не развалилась после упразднения Союза, не потерять Дальний Восток, Сибирь, юг страны.
Из года в год мы теряем примерно 550 тыс. тонн рыбы и краба. По мнению многих деятелей, настало время вернуть все на прежние позиции, т.е. до соглашения «Шеварднадзе-Бейкера». Но что скажут по этому поводу американцы? Это сложный вопрос, с множеством заковырок и нюансов. Именно профильные комитеты выступили инициаторами разрыва данного соглашения. Свое видение проблемы они уже составили и отправили спикеру Совета федерации , Валентине Матвиенко. В случае отказа США поддержать разрыв соглашения по Берингову проливу, инициаторы будут действовать по своему усмотрению. Т.е. действовать так будто соглашения никогда и не было. Доля нашей правоты в этом есть. И вот почему, в свое время парламент СССР не ратифицировал данное соглашение. Не ратифицировал, потому что не успел, прекратил существовать.
На данный момент, основной целью является освобождение от иностранцев пролива и помещение Северного морского пути под наш контроль. Сейчас там требуется разрешение США на прохождение наших судов.
До соглашения общие зоны пользования достигали 200 миль, а сейчас они сильно сокращены. Россия же несет колоссальные убытки. Но самое главное это наличие на территории месторождений газа и нефти, на которые мы намерены заявить права. США их разрабатывать пока не собирается.