Найти в Дзене

Jawa Perak. Первый послевоенный мотоцикл.

1944 год, мир охвачен самой страшной в истории человечества войной. Чехословакия находится в зоне вражеской оккупации. В это тяжелое время, в городе Тинец-над-Сазавоу, в цехах завода Яначека в строжайшей секретности разрабатывался новый мотоцикл.

  • Разумеется, в военное время любая гражданская деятельность была под строжайшим запретом. Но завод в это время не простаивал и принудительно занимался ремонтом техники оккупантов. По этой причине разработка и испытание нового мотоцикла шли под видом ремонта и обкатки отремонтированной техники. Мотоциклы так же приходилось красить в стандартную армейскую раскраску, в целях маскировки.
Прототип Jawa 250 Typ 10 1944. Национальный технический музей в Праге.
Прототип Jawa 250 Typ 10 1944. Национальный технический музей в Праге.

В итоге, под руководством инженера Йозефа Йозифа был разработан мотоцикл с одноцилиндровым 250-ти кубовым двухтактным двигателем. После окончания войны, в мае 1945 года, завод был национализирован и сразу же вернулся к производству мотоциклов.

  • А в 1946 году, на Парижском автосалоне завод шокировал всех своим новым мотоциклом- Jawa 250 Typ 10 "Perak"!
Jawa 250 Typ 10 "Perak" 1946.
Jawa 250 Typ 10 "Perak" 1946.

Это был действительно абсолютно новый мотоцикл, не имевший ничего общего с машинами довоенной эпохи, в то время как изделия других заводов были эволюционным продолжением довоенных моделей. Потрясающий внешний вид, современные двигатель (чехи имели доступ к технологиям DKW со всеми вытекающими) и ходовая часть позволили мотоциклу заслуженно получить золотую медаль Парижского салона и всеобщее признание.

Из интересного в мотоцикле хочется отметить полуавтоматическую (!) коробку передач- сцепление включалось автоматически при переключении передач, а так же регулировку жесткости пружины седла- именно отсюда и появилось прозвище Perak (пружина).

  • Уже в 1948 году, на общей с Typ 10 ходовой части, дебютировала Jawa 350 Typ 12, оснащенная 2-х цилиндровым двухтактным двигателем объемом в 350 куб.см.
Jawa-Ogar 350 Typ 12 Perak 1948
Jawa-Ogar 350 Typ 12 Perak 1948

Изначально мотоцикл продавался под маркой Ogar, которая в 1948 году вошла в состав завода Jawa. В 1950 году оба мотоцикла подверглись легким изменениям, сменив названия с Typ 10 на Typ 11 и Typ 12 на Typ 18 соответственно, прожив на конвейере до 1956 года, затем уступив место более свежим моделям. Как бы то не было, а первая послевоенная Jawa стала родоначальницей всего двухтактного семейства мотоциклов модели 250/350 завода Яначека.

Сегодня Jawa Perak переживает второе рождение, но это уже совсем другой мотоцикл и совсем другая история...