Федеральная служба безопасности - одно из самых закрытых в стране ведомств. Поэтому его сотрудники очень редко становятся так или иначе известны широкой общественности. За исключением трёх случаев: головокружительная карьера, героизм, коррупция. И в этом смысле акционер «Согаза» Дмитрий Байковский стоит особняком, поскольку ни в чём из этого не отметился, но в поле зрения СМИ всё-таки попал.
Судя по месту проживания, известному из открытых источников, а также названиям аффилированных с ним компаний, конкретным местом его работы было спецподразделение «Вымпел», где трудятся и настоящие защитники Отечества тоже. А данные, касающиеся причастности к «Согазу», появились после того, как страховой гигант слился с «ВТБ страхование». И дальше следует задать 2 вопроса, ответы на которые можно найти только вне закона.
Первый. Откуда деньги? Зарплаты в ФСБ хорошие, и пенсии тоже. Но доля в компании обошлась в 3,2 млрд. рублей - огромные средства даже для олигарха уровня Михаила Ходорковского. Байковский владеет своей долей через 2 подставные фирмы. 2,5% принадлежит АО «Орбита экспресс», где у бывшего чекиста 96%; ещё 2,5% у ООО «СГ-риэлти» - «дочке» первой структуры, позже слившийся с ней. «Орбита» взяла в Газпромбанке кредит в размере 3,2 млрд. рублей. Почему дали, станет ясно ниже.
Второй. Откуда Байковский узнал, что пришло время для таких инвестиций? Ведь вскоре после сделки по слиянию стало известно, что купленные им акции на самом деле стоят 28-29,7 млрд. рублей, то есть практически в 10 раз больше. Кроме того, породнившись с «Согазом» и ВТБ, экс-ФСБшник официально вошёл в клуб, в котором Юрий Ковальчук с родственниками и, через представителей, Игорь Сечин.
Однако, если «поднять старые папки», станет ясно: Байковский - пассажир опасный. В середине 2000-х ООО-стервятник «Прана» раскупило часть активов ЮКОСа на общую сумму около 100 млрд. рублей и через третьих лиц передало их «Роснефти». Одним из таких посредников была как раз компания «Опус», принадлежавшая бывшему сотруднику спецподразделений. Предположительно, это ООО связано с «Газпромбанком», который со стороны «Газпрома» исполнял договорённости между Сечиным и Миллером по разделу активов севшего в тюрьму Михаила Ходорковского.
В свою очередь, до начала этого процесса ЮКОС ещё должен был пройти процедуру банкротства. Особенно скорой и драматичной она стала во многом благодаря усилиям экс-главы юридического управления ФНС России Антона Устинова (2004-2008 гг.), который ныне является главой и совладельцем «Согаза», а также считается человеком Сечина.
Таким образом, складывается простая и очевидная картина. Заработав хорошие деньги на рейдерском захвате остатков компании ЮКОС, каждая из сторон сумела преумножить свой бизнес. А чиновники, действующие и бывшие представители силовых структур активно участвовали в этом. И, чтобы они не рассказали ничего лишнего, были приняты в «команду».