В очередной раз начал читать книгу How Learning Works: Seven Research-Based Principles for Smart Teaching. В ней результаты исследований о том, как люди учатся, собрали в семь принципов (и стратегии обучения к ним). Вытащил оттуда определение обучения, которое очень срезонировало и ёмко выразило мои разрозненные представления.
Learning as a process that leads to change, which occurs as a result of experience and increases the potential for improved performance and future learning
В определении есть три важных компонента:
- Обучение — это процесс, а не конечный продукт. Поэтому его сложно оценить — обучение происходит в голове.
- Обучение означает изменение в знаниях, убеждениях, поведении и отношении, которое происходит со временем и продолжительно влияет на то, как студент думает и действует.
- Обучение это не то, что можно сделать за студента, студент делает это только сам. Иначе говоря, обучение — результат того, что студент сделал, о чём и как подумал. Учитель может только направить то, что студент делает и о чём думает.