Есть люди удивительные, чей образ помнят долго, веками. Эти люди, делают нашу жизнь ярче. И пусть современники видели только их недостатки, время открывает нам очарование и красоту этих необычных и смелых людей…
Глава первая. Князь Александр
Весь Петербург пришел в смятение от вести, что в конце лета в город пребывает несравненная Лина Кавальери! Женщина – мечта! Женщина – восторг! Женщина – модерн!
Все билеты раскуплены! Город замер в ожидании! Аншлаг! Театр полон… и вот, в полной тишине открылся занавес и воздух наполнился звуком дивного серебряного ручья… Ручей пел чудесную, лесную песню!
Грустно, чарующе, то поднимаясь к небесам, то приникая к самому уху. Волшебный, сказочный ручей…
Но вовсе не голос поразил Петербург, а невероятная молодость и красота певицы. И считали её греческой богиней, тонкой амфорой, светящейся, хрупкой, как морская раковина. А голос – Бог с ним, с голосом, есть поют и получше!
Петербургские гастроли Кавальери были похожи на сказку. Один приём сменялся другим. Великолепные дворцы Петербурга распахнули для примадонны свои двери. Аристократы города выстроились в очередь, чтобы засвидетельствовать своё почтение и пригласить заморскую гостью на бал в её честь.
Её комнаты заставлены подарками, а гостиная утопала в цветах, походя больше на оранже- рею. Вот как Петербург встречал Кавальери! Как после этого не любить Россию?
На её афише было всегда написано:
«Самая красивая женщина мира»
И Лина, как наивное дитя, как лёгкая нимфетка парила в облаке восхищения и любви, в фонтане комплиментов и обожания, принимая подарки и приглашения, без тени сомнения веря в искренность этих милых, приятных людей.
И уж никак нельзя было избежать внимая мужчин. Мужчины слетались, как лесные шмели на благоухание дивного цветка. Но особенное внимание и особую чуткость про- явил молодой князь Александр Барятинский. Высокий красавец из знатного, богатого рода. Пришло время сделать выбор и Лина выбрала его.
Князь так увлекся юной итальянкой, что несколько раз обращался к императору Николаю II, чтобы получить разрешение на морганатический брак. Но царь был непреклонен и который раз отвечал грозным постскриптумом: «Офицер в случае женитьбы на кафешантанной певице, имеющей незаконнорожденного сына, обязан незамедлительно подать в отставку!»
Так что ни о какой женитьбе не могло быть и речи. А потом, знатный род изматывал Алек- сандра нравоучениями и предостережениями быть опозоренным на всю Россию…
Глава вторая. Ожерелье
В 1901 году в Париже светлейший князь зака-зал портрет любимой у известного итальянского живописца Джованни Болдини. На портрете Лина изображена в черном бархатном платье и в знаменитом жемчужном ожерелье длиною 2.5 метра из отборного индийского жемчуга работы Карла Фаберже. Болдини исполнил два портрета, один поясной и другой в полный рост. Небольшой портрет князь взял себе, а большой певица берегла всю свою жизнь в своем доме во Флоренции.
Ожерелье это стало предметов неустанных разговоров. Не каждый мог позволить себе такую невиданную роскошь. Были поражены и в мастерской великого мастера. -Насколько мне известно, рассказывал Фаберже, таких изделий всего три! Первое, самое большое, длиной 2.5 метра – у госпожи Кавальери. Второе 2 метра – принадлежит Императрице Александре Федоровне. Я собственноручно отвозил его в Царское. Третье метр пятьдесят – у ея сестры Великой княгини Елизаветы в Москве. А чет-вертое длиною 1 метр тридцать – у княгини Зинаиды Юсуповой, матери Феликса.
Критика разнесла Кавальери в пух и в прах! «Ребенок на цене!», «Зачем нам дитя в опере?», «Пусть оркестр играет тише, чтобы нам было слышно голос Кавальери!» и прочее, и прочее…
Лина в отчаянии плакала навзрыд: «За что? За что такая жестокость?» Немного поразмыслив, князь отвел её к лучшему петербургскому педагогу – замечательной, уже не поющей певице Маддалене Мози, которая успокоила Лину и сказала: «Что Вы, душа моя, не надо слушать этих злопыхателей. Им и Анжелика Каталани не певица, и Шаляпин не бас! Давайте лучше послушаем и посмотрим чем я смогу Вам помочь…»
Занятия внесли некоторые изменения – появилась хорошая опора, зазвучали низы, но ничего существенного не произошло. Да это было и не нужно – в 1898 году Лина подписывает выгодный контракт с московским импресарио Шарлем Омоном.
Князь Александр - человек влиятельный, старинного дворянского рода Барятинских, его отец Владимир Анатольевич состоял обергофмейстером при дворе вдовствующей императрицы Марии Федоровны и являлся доверенным лицом государя-императора Николая II.
И величие, и богатство этого знатного рода тяжелой гранитной скалой возвышалось над хрупкой, невесомой Кавальери. И долгими, зимними вечерами она вспоминала Рим, своё трудное детство. Как пела на улице чувственные неаполитанские песни. Как продавала цветы. Как помогала портнихе, как упаковывала газеты в типографии. Своё первое выс- тупление на сцене в маленьком театре около Пьяцца Навона в Риме. И её охватывал страх, что она совсем одна в этой огромной, заметенной снегами стране. Среди церквей и коло- кольного звона. Среди икон и святых. Среди молитв и постов могучей, бескрайней России.
И она, укрывшись с головой одеялом, дрожа всем телом, засыпала. А утром, когда солнце играло золотым лучом на латунной дверной ручке и в спальню входила опрятная горничная, все страхи отступали. И она вспоминала о театре, о князе, о России и о Петербурге.
Продолжение следует...
Авторский текст. Все права защищены.