Найти в Дзене
Пёстрая Лента

Хронология гражданской войны в Сирии (2020)

Текущая карта конфликта
Текущая карта конфликта

Гражданская война в Сирии — конфликт, начавшийся весной 2011 года как локальное гражданское противостояние и переросший в восстание против режима Башара Асада, в которое с течением времени оказались вовлечены не только основные государства региона, но и международные организации, военно-политические группировки и мировые державы.

Основными участниками конфликта являются регулярные вооружённые и военизированные формирования, выступающие на стороне действующего президента Башара Асада (Сирийская арабская армия, Национальные силы обороны, а также шиитские добровольческие формирования, обученные и вооружённые Ираном), отряды «умеренной» сирийской оппозиции, курдские формирования (Отряды народной самообороны, Сирийские демократические силы), а также различного рода исламистские и джихадистские террористические группировки (ИГ, коалиция «Хайат Тахрир аш-Шам»).

По состоянию на 31 октября 2019 года, сирийские вооружённые силы контролировали 65,34 % территории страны, Сирийские демократические силы — 25,16 %, повстанческие группы (в том числе «Хайат Тахрир аш-Шам») и Турция — 11,32 %; ИГ — 1,14 %. Отдельные отряды ИГ до сих пор действуют в провинции Идлиб, где 26 октября 2019 года спецназ ВС США ликвидировал главаря ИГ Абу Бакра аль-Багдади. В пустынной местности провинций Хомс и Дейр-эз-Зор ИГ так и не было полностью уничтожено. С весны 2019 года террористы увеличили число нападений и засад на сирийские правительственные силы в районе Ас-Сухна (провинция Хомс) [1]. Эксперты полагают, что наиболее удобным местом для ведения повстанческой войны (и, возможно, попыток возродить ИГ) станут районы, прилегающие к обеим сторонам сирийско-иракской границы.

Подразделения армии США, в основном покинувшие свои базы на севере Сирии в конце 2019 года в связи с вторжением турецких войск, продолжают удерживать и контролировать сирийские нефтегазовые месторождения в Заевфратье (провинция Дейр-эз-Зор).

Основная статья: Хронология гражданской войны в Сирии (2019)

В 2017 году ситуация в Сирии радикально изменилась. Главным итогом года стал разгром группировки «Исламское государство», что позволило России объявить в конце 2017 года о сворачивании операции российских ВКС. Между тем завершение активной фазы боевых действий не привело к установлению мира — сирийская оппозиция и поддерживающие её внешние силы продолжали заявлять, что не намерены участвовать в послевоенном восстановлении страны, если у власти останется Башар Асад[2].

В 2018 году сирийским правительственным войскам, проправительственным формированиям и союзникам удалось восстановить контроль над обширными территориями в центре, на юге и юго-западе Сирии, ликвидировав многочисленные анклавы вооружённой оппозиции. Из четырёх зон деэскалации, созданных в 2017 году на территории Сирии при посредничестве России, Турции и Ирана, к концу 2018 года осталась лишь одна, охватывавшая провинцию Идлиб и северные районы провинции Хама. Эта зона контролировалась соперничающими между собой группировками («Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ), «Джебхат Тахрир Сурия» и др.) при наличии контрольно-наблюдательных постов турецких ВС.

Этнически курдские районы в северной части провинции Алеппо в результате ряда военных операций против курдских формирований были оккупированы подразделениями турецкой армии и протурецкой Свободной сирийской армии.

Преимущественно курдские районы северных провинций Сирии находились под контролем созданных и финансировавшихся США «Сирийских демократических сил» (самопровозглашённая Автономная администрация Северо-Восточной Сирии). Автономная администрация Северо-Восточной Сирии также контролировала так называемое Заевфратье — часть провинции Дейр-эз-Зор и южную часть провинции Эр-Ракка, где доминируют арабо-суннитские племена и сохранялись остатки недобитых отрядов ИГ[3].

В январе 2019 года в результате активизации террористической группировки ХТШ в зоне деэскалации Идлиб она сумела серьёзно потеснить своих конкурентов — протурецкие формирования «умеренной» оппозиции[4][5][6][7] — и взяла под свой контроль большую часть территории зоны деэскалации. В течение апреля — августа сирийской армии и её союзникам удалось освободить от боевиков северную часть провинции Хама, а также стратегический город Хан-Шейхун на юге провинции Идлиб[8].

В октябре 2019 года, в результате очередного вторжения турецкой армии на север Сирии, по договорённости с Автономной администрацией Северо-Восточной Сирии на территории, контролировавшиеся курдами, были введены сирийские правительственные войска, вышедшие на сирийско-турецкую границу. Курдские отряды самообороны были выведены за пределы 30-километровой зоны от границы. Безопасность в этой зоне поддерживает российская военная полиция, патрулирующая зону совместно с турецкой армией[9].

США с самого начала операции отказались поддержать её и начали вывод своих вооружённых подразделений из северных районов Сирии[10]. В конце октября президент США Трамп заявил о выводе американских военнослужащих из района проведения турецкой операции, однако сообщил о намерении сохранить контроль над нефтяными месторождениями на северо-востоке Сирии — как декларируется, для защиты нефтяных месторождений от боевиков террористической группировки «Исламское государство» или «других дестабилизирующих субъектов»[11][12]. Позднее председатель Комитета начальников штабов США генерал Марк Милли заявил, что США сохранят контроль над районом в провинции Дейр-эз-Зор, где расположены нефтегазовые объекты[13].

27 октября президент США Дональд Трамп объявил об уничтожении в сирийской провинции Идлиб лидера группировки «Исламское государство» Абу Бакра аль-Багдади[14]. 31 октября «Исламское государство» подтвердило смерть аль-Багдади[15]. Новым лидером ИГ стал Абу Ибрагим аль-Хашими аль-Кураши[16].

В конце ноября сирийская армия возобновила наступление против отрядов коалиции «Хайят Тахрир аш-Шам» на юго-востоке зоны деэскалации Идлиб. К концу декабря сирийская армия взяла под полный контроль стратегически важный город Джарджаназ в провинции Идлиб, что позволит установить контроль над важной магистралью Хама — Алеппо.

Январь

Сирийская армия продолжила наступательную операцию на юго-востоке провинции Идлиб, начатую 19 декабря и приведшую к освобождению 46 населённых пунктов. Войска, продвигающиеся по шоссе Абу-Мекка — Маарет-Нааман, находятся в 10 км от форпоста боевиков. Сирийское командование предлагало боевикам сдать без боя Маарет-Нааман, чтобы не подвергать опасности мирное население, однако договориться не удалось[17].

7 января Дамаск с краткосрочным визитом посетил президент России Путин. Он встретился с Асадом в командном пункте ВС РФ в Сирии, где главы двух государств заслушали доклады военных о положении дел в различных сирийских регионах и провели переговоры. После этого президенты осмотрели Омейядскую мечеть. Путин также посетил православную церковь святой Девы Марии, где встретился с патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном Х[18]. Высказываются мнения, что этот визит, произошедший в момент, когда регион оказался на грани большой войны после убийства иранского генерала Касема Сулеймани, игравшего важную роль в ликвидации террористической группировки «Исламское государство» в Сирии и Ираке, следует расценивать как свидетельство сохраняющейся верности России своему курсу на полное уничтожение терроризма на сирийской земле и сотрудничество с сирийским руководством[19][20].

8 января информационное агентство SANA сообщило о начавшемся выводе американских военнослужащих с двух баз на северо-востоке Сирии. По данным агентства, около 40 грузовиков покинули базу Хораб-Джейр (провинция Хасеке). Ещё 50 грузовиков уехали с базы в городе Шаддади. SANA сообщила, что грузовики направились к пограничному КПП аль-Валид на границе с Ираком[21].

8 января на севере Сирии был совершён теракт. Семь турецких военнослужащих, осуществлявших патрулирование, погибли в результате взрыва заминированного автомобиля[22].

9 января российские военнослужащие договорились с курдской администрацией об открытии пункта пропуска Сальхиях в провинции Дейр-эз-Зор. Военнослужащие США в течение нескольких месяцев держали его закрытым, не давая нескольким десяткам семей вернуться Дейр-эз-Зор[23].

10 января израильские ВВС нанесли удар по колонне бойцов иракского шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби» в провинции Дейр-эз-Зор. По меньшей мере восемь ополченцев погибли, также есть раненые. Ранее, 29 декабря, удары по базе шиитских ополченцев в пограничном с Сирией иракском городе Эль-Каим нанесли ВВС западной коалиции под руководством США. Жертвами налёта стали 27 бойцов. В ответ шиитские активисты 31 декабря предприняли штурм американского посольства в Багдаде.[24].

11 января руководитель Центра по примирению враждующих сторон (ЦПВС) в Сирийской Арабской Республике генерал-майор Юрий Боренков сообщил журналистам об открытии трёх пунктов пропуска для мирных жителей, желающих вернуться в свои дома из Идлибской зоны деэскалации на территории, подконтрольные правительству Сирии. Для организации выхода мирных жителей на территории, подконтрольные сирийским правительственным силам, три пункта пропуска — Абу-эд-Духур, Хабит и Эль-Хадер — начнут функционировать с 13 января[25].

12 января в полночь вступило в силу прекращение огня в провинции Идлиб, о котором договорились Россия и Турция.

13 января стало известно о первом нападении террористов за последние два года в провинции Ракка. Мобильная группа ИГ атаковала колонну сирийской армии в районе поселка Ресафа. Погибли не менее 4 военнослужащих[26].

14—15 января боевики группировки «Исламское государство» продолжили серию скоординированных нападений на сирийские правительственные силы на востоке Сирии. 14 января нападениям подверглись колонна Республиканской гвардии южнее города Маядин (провинция Дейр-эз-Зор), мобильный пост сирийской армии севернее зоны «Ат-Танф» (провинция Хомс) и блокпост правительственных сил севернее Ас-Сухна (провинция Хомс). 15 января террористы снова атаковали колонну сирийских военных западнее Аш-Шола (провинция Дейр-эз-Зор). Самые тяжёлые потери армия понесла 14 января в результате нападения южнее Маядина. Группа боевиков ИГ устроила засаду, обстреляв гвардейцев из ПТРК и крупнокалиберных пулемётов. В результате сгорела БРДМ-2, были повреждены ещё три автомобиля, погибли 9 человек. Среди них — командующий инженерными подразделениями Республиканской гвардии специалист по «туннельной войне» генерал-майор ВС Сирии Мохаммед Фахро[27].

Вечером 15 января прекращение огня в Идлибе было сорвано. В ответ на обстрелы со стороны боевиков сирийские правительственные войска на востоке провинции нанесли артиллерийский удар по позициям исламистского альянса «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) и протурецкого «Национального фронта освобождения» (НФО). Ранее авиаудары сирийских ВВС и российских ВКС были нанесены по окрестностям города Маарат ан-Нумана, а также по прифронтовой полосе. В ходе боевых вылетов были атакованы также тыловые районы, в том числе окрестности города Джиср аш-Шугур и административный центр провинции — город Идлиб. Здесь сильные повреждения получили несколько зданий, в которых находились командные структуры боевиков ХТШ. Удары были нанесены и по промзоне Идлиба, где расположены склады с техникой и вооружением. Исламистские источники заявили о гибели более 20 гражданских лиц в результате ударов по Идлибу, обвиняя в этом исключительно российскую авиацию. В то же время, как стало известно, в результате воздушных рейдов в Идлибе было уничтожено до 15 боевиков ХТШ[28]. Таким образом была сорвана очередная попытка установления режима прекращения огня в зоне деэскалации Идлиб. С наступлением темноты в атаку пошли штурмовые группы 25-й дивизии специального назначения (бывшие «Силы Тигра») при поддержке подразделений 7-й механизированной дивизии и Республиканской гвардии ВС Сирии. В ходе наступления с использованием приборов ночного видения были освобождены посёлок Барса, селения Абу-Джериф, Тель-Хатри, Навхия аш-Шаркия и Хирбет Дауд[29][30].

17 января сирийские правительственные войска и их союзники после обмена ракетно-артиллерийскими ударами начали новое наступление, намереваясь взять под контроль южные и западные районы провинции Алеппо, входящие в Идлибскую зону деэскалации[31]. К линии фронта стянуты дополнительные силы, артиллерия и бронетехника. В числе прочих в зону боевых действий переброшены подразделения иранских сил спецназначения «Кодс». Поддержку наступлению оказывают ВКС России. Мирные жители покидают зону боевых действий, к турецкой границе прибыли десятки тысяч человек. Захват этих районов позволит сирийским войскам контролировать стратегическую трассу М5, связывающую Алеппо с Хамой, Хомсом и Дамаском, вплоть до границы с Иорданией[32].

В течение последовавших нескольких дней на востоке провинции Идлиб шли кровопролитные бои за целый ряд селений западнее Абу ад-Духура. Боевики, воспользовавшись неблагоприятными погодными условиями, при которых у сирийской армии не было возможности использовать авиацию, попытались вернуть утраченные позиции. По данным российского командования в Сирии, за трое суток (16—18 января) погибли 47 сирийских военнослужащих, 77 были ранены. В ходе боевых действий также погиб 51 мирный житель, 166 получили ранения. Всего за четыре дня боёв безвозвратные потери сирийской армии составили не менее 57 человек[33][34]. Бои продолжились и в последующие дни[35].

Незаконные вооружённые формирования продолжили обстреливать город Алеппо. Обстрелы происходят ежедневно, они ведутся из подконтрольных боевикам зон провинции Идлиб, доставая даже до центральных улиц Алеппо[36].

23 января более 500 боевиков атаковали позиции правительственных войск в провинции Идлиб. Боевики провели две одновременные атаки. В первой по направлению Абу-Джрейф — Самка участвовали до 200 боевиков террористической группировки «Исламская партия Туркестана». Около 250 террористов при поддержке 34 пикапов с крупнокалиберными пулемётами, двух танков, боевой машины пехоты и двух «джихад-мобилей» атаковали направление Маар-Шмарин — Крати. В результате столкновений погибли до 48 сирийских военных, свыше 90 были ранены. Потери боевиков составили 56 человек, более 100 террористов получили ранения[37].

23 января российские ВКС и сирийские ВВС нанесли массированные удары по позициям ХТШ в провинции Алеппо, в основном на юго-западной и западной окраинах города Алеппо — пригородам Рашидин 3, Рашидин 4, Кафр-Хамра, Лерамун и Аль-Захра. С начала года сирийская армия наращивала ударную группировку в провинции Алеппо. Сюда переброшены, в частности, подразделения 42-й бригады 4-й механизированной дивизии. Также сообщалось о доставке дополнительной военной техники в сирийский порт Тартус для поддержки правительственных войск в их наступательных операциях. 20 января через пролив Босфор в направлении Средиземного моря прошли большой десантный корабль Черноморского флота «Цезарь Куников» и транспортные суда[38].

25 января после артподготовки подразделения 25-й дивизии спецназа (бывшие «Силы Тигра»), 7-й механизированной дивизии и Республиканской гвардии ВС Сирии атаковали боевиков на окраине района Рашидин и парка Аль-Асад. В тот же день армейские подразделения заняли весь парк Аль-Асад, вышли к трассе М5 (Дамаск — Алеппо) и взяли автозаправочную станцию между районами Рашидин-4 и пригородом Хан аль-Асаль. К утру 26 января сирийские военные вышли на окраины юго-западного пригорода Алеппо — Хан аль-Асаль[39].

25 января сирийская армия провела успешную наступательную операцию на юго-востоке провинции Идлиб, восстановила контроль над населёнными пунктами Абу-Джрейф, Тлеманс, Таккана и Маар-Шамарин и преследует боевиков в районах Вади-Дейф и Маар-Шамшете в окрестностях Маарет-Наамана[40].

28 января агентство SANA сообщило, что сирийская армия освободила большую часть районов города Маарет-Нааман[41].

В течение января американские военные несколько раз блокировали передвижения российских военных колонн на северо-востоке Сирии, по имеющей стратегическое значение автотрассе М4 (Алеппо — Ракка — Хасаке). 15 января российская колонна из 60 транспортных средств, выдвинувшаяся с базы в районе Тель-Тамра, была остановлена на пути к одному из нефтяных месторождений в районе Румейлан, где расположена авиабаза США. В задачу российских военных входило создание блокпоста в данном районе. 21 января американцы заблокировали движение двух российских военных автоколонн к контрольно-пропускным пунктам, находящимся под контролем правительственных войск Сирии. Первая колонна была заблокирована на развилке у населённого пункта Тель-Байдар в северной части провинции Хасаке, недалеко от города Камышлы. Вторая была блокирована у города Маликийя в той же провинции[42].