Бытует мнение, что в архитектуре Украины никаких достижений нет, а вкусы городской застройки всегда определяли лишь культурные традиции того или иного региона. Но украинский модерн - веский аргумент в пользу по-настоящему оригинального и аутентичного национального стиля. Только в период его расцвета в 1903–1917 годах, по всей Украине было построено около 500 зданий, отражающих рождение нового канона.
Сохранилось далеко не всё и не везде: многие здания погибли в огне двух мировых войн, другие разрушила советская власть, для которой само словосочетание «украинский национальный» звучало кощунственно. Тем не менее, даже сегодня образцы самобытной архитектуры начала 20 века живы и порой находятся в самом центре градостроительных ансамблей. Полтавская область лишь одно из мест, где можно воочию убиться, что такое украинский модерн. Именно здесь наиболее ярко и убедительно заявили о себе Василий Кричевский и Опанас Сластион.
Творцы украинского модерна были под стать европейским коллегам: они работали на стыке искусств и проявляли себя в самых разных видах творчества.
Василий Кричевский, сын фельдшера из села Ворожба на Сумщине, окончил железнодорожно-техническое училище и начинал помощником архитектора в Харькове. Это созданный им герб Центральная Рада утвердила в качестве основного символа независимой Украины, существующего и по сей день. Он вообще много увлекался живописью и графикой, занимался прикладным искусством. По заказу мецената и коллекционера Богдана Ханенко Кричевский делал эскизы серии ковров в украинском стиле.
Опанас Сластион родился в Таврийской губернии. Первые уроки рисования получил от отца местного иконописца. Но чтобы стать настоящим художником пришлось ехать в столицу империи, где одарённый юноша поступил в Петербургскую академию художеств. Круг его интересов был чрезвычайно широк. Он собирал этнографическую коллекцию, преподавал в Миргородской художественно-промышленной школе, писал много статей и в целом активно проявил себя в общественной жизни.
В 1902 году Полтавское губернское земство объявило архитектурный конкурс на постройку административного здания для собственных нужд. Кричевский и Сластион предложили совместный проект. Они не хотели всё сводить к очередному образцу псевдоренессанса или псевдоклассики. В их работе явственно проступают черты украинского народного зодчества. Правда, идея тут же вызвала яростную критику: заведующий строительным отделом в губернской управе Саранчов говорил, что национальный стиль невозможен, так как украинской культуры вообще не существует. Тем не менее, началась дискуссия, которая скоро выплеснулась на страницы полтавских и киевских газет. Опанас Сластион отвечал оппонентам, что нельзя жить под чужой личиной и стыдиться быть самими собой. «Почему же мы продолжаем питаться падающими от соседей крохами? Назовите хоть одну культуру в мире, которая была бы основана на отрицании творческого духа своего народа. Ведь нет таковой, не правда ли? А мы считаем себя народом культурным и однако же почти не пытаемся обращаться к этому духу творчества», — писал художник в журнале «Киевская старина».
Они еще только вводили в оборот понятие украинского модерна, но у Сластиона это выглядело очень убедительно. В свою очередь Василий Кричевский находил очень точное воплощение теоретическим изысканиям друга. Они выиграли конкурс, именно по проекту Кричевского был сооружён Дом земства, ставший настоящей жемчужиной украинского модерна. Сегодня в этом здании расположен Полтавский краеведческий музей.
В чем же особенность украинского модерна?
В начале XX века традиционную украинскую культуру, в том числе и архитектурную, можно было найти только в сёлах. Именно там Кричевский и Сластион черпали свои главные идеи, которые адаптировать к городской среде. Дом полтавского губернского земства отличается четырёхскатной крышей, высота которой имеет ту же пропорцию к высоте стен, что и в традиционных сельских хатах. Сюда же была перенесена уникальная черта украинского модерна — шестиугольные дверные и оконные проёмы, они характерны для старинного жилья и сакральных зданий Полтавщины. Полтавский дом земства имеет интересный Ш-образный план и богато украшенный фасад, главным декоративным элементом которого стала цветная майолика — керамическая плитка, изготовленная по особой технологии. Земство отказывалось выделять на неё средства, майолику изготавливали только в Европе и импортировать дорогую керамику никто не собирался. Тогда Кричевский пошел другим путём. Он добился того, чтобы майолику начали делать в Опошне, центре гончарного ремесла на Полтавщине. Так Дом земства получил в буквальном смысле блестящий фасад, при этом в орнаменте плитки щедро использовались национальные мотивы, с геометрическим фигурами и растительным узорами. В 1943 году здание было сильно повреждено, однако его отреставрировали и восстановили первоначальный облик.
В здании Дома земства уже многие годы работает Полтавский краеведческий музей. Но обширная коллекция археологических, этнографических и исторических реликвий не единственный повод для того, чтобы попасть во внутрь. Интерьеры здания, созданного Кричевским, впечатляют не меньше чем внешний облик. Особенно красив вестибюль, украшенный майоликой и настенными росписями, где традиционный украинский стиль переплетается с европейским модерном.
Но главные приметы украинского модерна Кричевский и Сластион реализовали не только в творческом союзе. Опанас Сластион активно работал в проекте земских школ — у зданий, созданных им под образовательные учреждения, тоже характерные крыши с заломами и шестиугольными дверями и окнами. На их постройку и вовсе выделялись мизерные бюджеты, поэтому даже доморощенные майоликовые фасады были роскошью. Но Сластион нашёл другое решение. Он разнообразил кирпичную кладку рельефным орнаментом из того же кирпича. Говорят, вдохновлялся художник традиционной украинской вышивкой крестиком из альбома Олены Пчилки, которая была матерью знаменитой поэтессы Леси Украинки и собрала целую коллекцию таких работ. Не случайно появился даже термин «кирпичная вышивка»
.Строились школы в 1910-х годах. Не многие из них сохранились до наших дней, а какие-то просто забыты и заброшены в сельской глуши. Но есть и те, которые по сей день используются по своему прямому назначению, за ними в меру сил ухаживают и поддерживают в рабочем состоянии. Исследователи отмечают, что особенно трепетным отношением к архитектурному наследию отличаются жители таких сёл Лохвицкого района, как Христановка, Гаевцы и Бербеницы .
Проект земских школ охватывал не только нынешнюю Полтавскую область, но и Черниговскую, и Сумскую. Опанас Сластион, первый теоретик УАМ, настаивал, чтобы строили их на самом видном и красивом месте. Сейчас общественный проект «Школи Лохвицького земства» ведёт учёт этих зданий, выявив уже 53 объекта, которые внесены в специальный Реестр памятников Украины. Все они разного качества и в самом разном состоянии, но уже сейчас на Полтавщину едут туристы и находят интересующие их сооружения по особым приметам — шестиугольным окнам и фасадам с орнаментом.