Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Интеграция откладывается. Геополитика.

Весь 2019 год прошел под знаком подготовки к событию, которое могло войти в историю России как еще один после Крыма акт воссоединения ранее потерянных территорий. Речь идет о согласовании всех пунктов дорожной карты по углубленной интеграции России и Белоруссии (Беларуси) и подписании итогового соглашения.

Воссоединение Белоруссии и России рассматривалось, как один из способов транзита власти президента Российской Федерации В.В. Путина, полномочия которого заканчиваются в 2024 году.

Учитывая, что в конце прошлого года политологом Валерием Соловеем была озвучена информация о том, что к лету 2020 года будет создано Союзное государство, в которое войдет и Беларусь (см. статью в МК, https://www.mk.ru/politics/2019/12/22/nazad-v-sssr.html), вариант транзита власти через интеграцию серьезно рассматривался в Кремле. Кроме того российскому президенту приписывают желание реинтеграции постсоветского пространства, чтобы войти в историю как собиратель российских земель.

В декабре месяце прошлого года проходили встречи белорусских и российских представителей, встреча президентов России и Белоруссии. Казалось бы большинство вопросов были решены, но... сенсации не случилось. Российский и белорусский президенты не договорились по поводу углубленной интеграции. Более того отношения между Россией и Белоруссией вошли в фазу противостояния.

Известно, что приличная доля белорусского бюджета формируется за счет отчислений от продажи нефтепродуктов в Европу. При этом белорусские НПЗ получали российскую нефть по сниженной цене. Это позволяло белорусскому режиму наполнять бюджет и поддерживать на более менее приемлемом уровне социальную сферу и прочие сектора государства. Российские власти решили приурочить договоренность по цене на нефть с реальными шагами по интеграции, при этом приостановив поставки нефти в Белоруссию. Таким образом был нанесен удар по существенной статье доходов белорусского бюджета.

Но на данный момент белорусский президент решил показать твердость в отстаивании личных интересов и не прогнулся перед Россией и стал искать альтернативы российским поставкам нефти. Шел разговор о поставке нефти из Норвегии и т. д. Поставки нефти из Казахстана фактически были блокированы российской стороной.

В этой связи знаменательным стал визит государственного секретаря США Майка Помпео в Белоруссию. Фактически США воспользовались образовавшейся проблемой в отношениях между РФ и Белоруссией для дальнейшего отрыва последней от России. США предложили Белоруссии поставлять нефть, пообещав сохранение выгодной цены для Белоруссии. На встрече с секретарем США президент Белоруссии Александр Лукашенко клятвенно заверил, что «Беларусь — суверенная и независимая страна и мы не можем быть частью какой-либо другой страны». Таким образом Лукашенко расставил точки над «и» о возможности воссоединения России и Белоруссии.

Александр Лукашенко и Майк Помпео в Минске. Фото Nikolai Petrov / TASS / Forum
Александр Лукашенко и Майк Помпео в Минске. Фото Nikolai Petrov / TASS / Forum

Учитывая сказанное возникает вопрос, а каким образом США смогут обеспечить приемлемую цену на нефть для Белоруссии. Ведь уже были попытки Белоруссии уйти от российской зависимости в этом вопросе. Вспомним 2010 год, когда при очередном кризисе отношений между РФ и Белоруссией, последняя активно стала закупать нефть в Венесуэле. Танкерами нефть из Южной Америки поступала в порт Одессы, откуда железнодорожными составами транспортировалась в Белоруссию. Венесуэльская нефть была лучшего качества, но все плюсы съедала дороговизна транспортировки, в итоге покупать нефть за океаном было не выгодно. Не думается, что перевозка нефти из США будет дешевле, нежели из Венесуэлы. Или все получится как с поставками нефти из Венесуэлы, или же США готовы серьезно демпинговать ради решения собственной геополитической задачи — не дать России провести глубокую интеграцию с Белоруссией.

Напоследок, что касается А.Г.Лукашенко и его окружения, похоже личная власть, желание самим распоряжаться доходами стоит выше интересов единства народа России и Белоруссии. Александр Григорьевич мог войти в историю как белорусский Богдан Хмельницкий, но... увы.

Россия не может вечно дотировать иллюзию "дружбы" со стороны власти Белоруссии. Белорусскому народу придется решать — быть ему единым с российским и тогда будет и газ по цене Смоленской области и нефть по внутренним ценам или научиться жить самому без поддержки, дотаций и преференций со стороны России, покупая газ и нефть по мировым ценам, а также не иметь льготного доступа к российскому рынку.

Кризисы в отношениях между Белоруссией и Россией возникали неоднократно, сложно сказать к чему приведет нынешний, но возможный отрыв Белоруссии от России стал бы очередным после событий на Украине геополитическим поражением России.

Отчего же происходит потеря влияния России на постсоветском пространстве, почему так и не был создан Евразийский Союз, речь о котором шла десять и более лет назад, все это темы для отдельных публикаций.

ДДН