Начинаем выбор Исполнителя.
Выбор компании, исполнителя ваших строительных фантазий.
Фирм, предлагающих полный спектр строительных услуг столько много, что выбор исполнителя, пожалуй, самый сложный этап воплощения своей мечты, после создания самого проекта. Контор, пытающихся из Вас высосать всю кровь, т.е. ваши деньги, как слепней на теле пьяного отдыхающего около водоема, которые так и хотят впиться в …ваш кошелек и высосать всё без остатка, т.е. лишить вас всех ваших накоплений. Таких строительных контор огромное множество. Первая компания, которая подписала с нами договор на строительство дома находилась на территории «Мытищинского строительного рынка».
Совет первый. Когда вам говорят «откуда лес», перечисляя множество городов и районов России, то смело закройте за собой дверь конторы, т.к. своего леса у этой компании нет. Но если все-таки Вас убедили, что они самые лучшие, и сомнения еще не развеяны, то попросите сделать расчет предполагаемого дома, возьмите договор, и поезжайте домой, чтобы провести исследования, найти аналогичные фирмы, и сравнить и условия договора, и ценообразование.
Многие конторы на сезон, когда все начинают строиться, в качестве «смотрящих» снабженцев набирают людей, которым могут доверить небольшие деньги, для расчета с рабочими и для покупки материала: доски, арматура, цемент. В качестве доверительных лиц привлекаются: соседи по деревне, одноклассники, бывшие неудачники-однокурсники и прочий народец, которому можно доверить перевозку гастробайтеров и расходный материал.
С двумя такими фейковыми конторами столкнулись и мы на первом этапе строительства – возведение фундамента.
Мытищинская «Рога и Копыта» подписала с нами договор, получила аванс и прикрепили к строительному объекту …
Синяк и Пескарь.
На участок приехала бригада строителей подрядной организации.
Итак, первый персонаж - «прораб-невидимка» нашего строительства по всему виду как раз и подходил под описание «смотрящих» и по внешнему виду – Синяк. Фактически Синяк являлся представителем фирмы подрядчика, который должен доставить на место работ гастробайтеров (белорусских талибов) и расходный строительный материла: доски на опалубку, арматуру для фундамента и прочее оборудование, чтобы начать первый этап выполнения работ по строительству дома – возведение фундамента.
Человек, которого я назвал Синяк, представлял собой худого заморенного великовозрастного второгодника, без малейшего налета на наличие мозга, с синяком под глазом, и очень помятым внешним видом. Создавалось впечатление, что с последнего объекта он уходил не по-доброму, и предыдущий клиент руками дал понять, что он думает о качестве произведенных им и его бригадой строителей подготовительных работ.
Синяк проявился первый раз по телефону в день, когда должна была приехать бригада для строительства фундамента. Он не пытался ни разу напрячь свой мозг ни в день, когда надо было заглянуть в карту и уточнить месторасположения деревни, где будет стройка, ни в дни, когда шла работа. Он не стал уточнять месторасположение нашего участка, хотя адрес указан в договоре, он проехал мимо поворота на участок более 50 км., только после этого он все-таки решил позвонить нам и уточнить наш фактический адрес. Синяк смог проехать мимо все ориентиры, отмеченные на карте. Получив по телефону объяснения, что он промахнулся, и что надо развернуться и вернуться к точке отсчета, он через полтора часа снова позвонил с трассы, еще раз промахнувшись с поворотом, пытаясь «на ощупь» все-таки найти нас. После трехчасового блуждания по дорогам России, Синяк решил наконец-то воспользоваться картой района. Мы решили его встретить на пересечение всех дорог, чтобы поймать на очередном круге поиска. В итоге мы встретили смотрящего.
Прораб-невидимка привез пару рабочих из Белоруссии, немного досок на опалубку и часть арматуры под фундамент. Досок привез вполовину меньше от сметы, а у рабочих с собой не было ни одного инструмента, кроме матрацев с подушками и желания лечь сразу спать.
Больше Синяка я не видел, хотя следы его появления на стройке еще пару раз проявлялись.
В итоге в нашем старом деревенском доме остались жить и работать бригада из Белоруссии из двух человек. На наше удивление - не пьющих, сообразительных, аккуратных и добросовестных, без вымогательства и хохляцкой хитрицой.
Маленький совет. Доверительные отношения надо выстраивать именно с рабочими, а не с представителями фирмы-подрядчика, т.к. только рабочий скажет о том, что вы могли пропустить по своей неопытности, как например вентиляция фундамента. Подготовку опалубки с вентиляционными отверстиями дел рабочим на 5 минут, а часто про вентиляцию фундамента при строительстве об этом просто не вспоминают. Вы этого просто не знаете, а рабочим ни к чему – зачем лишние движения?
Кстати, маленькая хитрость-рекомендация.
Если рабочие вам импонируют, как работники, и вам хочется их поощрить, ну, во всяком случае, что-то сделать, чтобы ваша благодарность работала на дальнейшее, дайте им подзаработать.
Возможностей для этого множество: построить фундамент под мангал, сломать старый забор, починить калитку, выровнять участок, - да что угодно, за что можно заплатить, чтобы не обидеть рабочих. И вам на пользу, и скрытая возможность для поощрения. Попросите сделать работу, чтобы деньги, которые вы им дадите, были поощрением для хорошей работы на основном объекте и без дальнейших обязательств друг перед другом.
Второй типаж, который появился взамен Синяка, был прораб по фундаментным работам. Я его назвал Пескарь.
У меня сложилось впечатление, что этого чела, Пескаря, хозяин строительной фирмы выписал из своего колхоза, где Пескарь был его соседом по деревне.
А в связи с уже возникшими проблемами у меня с Подрядной организацией (срыв сроков начала работ, не полный объем строительного материала), то мое отношение к Синяку, как к представителю Подрядчика, скажем мягко, было отрицательное. Синяк всем своим видом должен был сгладить возникшее недопонимание, т.е. Пескарь был привлечен в качестве усмиряющей силой строптивого Клиента.
Пескарь был ростом выше среднего, нехилого телосложения, с отложением пива ниже груди, где синели коряво наколотые рисунки из уголовного мира, указывающее на причастность Пескаря к категории «мужиков». Кисти рук не отличались изящностью речи. Хотя руками пальцами-сардельками он разговаривал более внятно, чем теми звуками, что выходили из его головы. Пальцы, с расплывчатыми синяками от тюремных перстней-наколок, явно сделанных не на свободе, подтверждали щемящую кровь историю его малолетки на этапе.
Может быть в другом месте внешний вид Пескаря и его посылы и смогли бы каким-то образом сказаться на дальнейшее мое отношение к строительству и к Подрядчику в целом, но это явно не прокатило. Было ясно, на что была нацелена эта фактурная личность, да да, именно на то, чтобы меня этот образ усмирил.
Цель визита Пескаря на стройплощадку была определена для него как, образно успокоить Клиента, чтобы Клиент не возбухал. Но появление этого образа Пескаря синим от наколок и тугим животом от пива на участке строительства, им достигнута не была. Может быть на кого-то это и произвело бы впечатление, но мне было смешно, а будущее моего строительства становилось более туманным.
Пескарь начал бурную деятельность по поиску цемента для заливки фундамента. Он купил все местные «из рук в руки» и стал обзванивать организации в поиске дешевого бетона. Когда ему надоело слышать одну и туже цену и условия поставки, он сказал, что покупать бетон по 3350 рублей за куб он (ОН) считает дорого. Тогда Пескарь решил, что бетон под фундамент рабочие будут лопатить вручную. Здесь я насторожился. Я ему пытался вложить в пивную голову, что срок окончания действия первого этапа договора истекает через три дня, и что могут начаться дожди, что скажется на качестве фундамента, он ответил, что ему по фигу дожди, и он сам по колено в грязи месил бетон. Меня его россказни не удовлетворили. Коротко, зло и безапелляционно, я указал на крайний срок закладки фундамента и бросил трубку телефона.
Ах, да почему Пескарь. Его поведение напомнило мне сказку Салтыкова-Щедрина, где Пескарь посчитал себя хозяином речки.
Почему я так подробно рассказал об этих двух типажах, потому что это именно те конторские люди, которые должны экономить деньги своим хозяевам. А так как, по их понятиям, работа, которую они должны выполнять, очень значима (доставка до объекта материала и рабочих), а денег за это им платят очень мало, то и вторая цель их контакта с Заказчиком, минимизация затрат, которая была определена договором. В их обязанности входило покупка и расходных материалов и бетона. И если бетон стоит 3300 рублей за куб, доски итого дешевле, то почему заказчику не купить для фундамента досок вполовину меньше, а бетон марки 150 вместо М300, что дешевле в два раза. Заказчик лох – а исполнителю, т.е. хозяину фирмы, вообще никогда не узнать - куда и сколько потрачено денег.
В итоге, когда опалубка с грехом пополам все-таки была установлена, приехал старший менеджер фирмы, который быстро и без тягомотины заказал бетон с местного завода. Правда и здесь без русского авось и тут не обошлось. Менеджер приехал с завода и сел в свою машину, ожидая, когда приедут миксеры. Т.е. он не стал напрягаться, чтобы отследить погрузку раствора на заводе, не стал ожидать, когда машины выйдут с завода. В итоге машины пришли наполовину загруженные, без воды и под конец светового дня.
Я уже не был удивлен, что не хватило пару кубов раствора. Менеджер съездил в местный магазин, купил 10 мешков цемента по 250 рублей каждый (получается тонна бетона ему обошлась в 5000 рублей). Хорошо, что песок был на участке, а то и за песком пришлось бы еще ехать. И талибы из Белоруссии до 5 утра вручную в тазиках месили раствор и заливали фундамент. В 5 утра рабочие сорвались с места и рванули в свою Белоруссию, т.к. в этот день заканчивалась транзитная таможенная виза на въезд в Россию на автомобиле.
Когда заливали фундамент, опалубка поползла, т.е. ее от раствора распирало. Срочно подбивали клинья, хоть чуть-чуть исправили внешние плоскости фундамента. Опалубка была сделано лениво, с щелями, из которых раствор легко выпирал, оставляя выпуклые полосы. Но все эти «мелочи» смогли рассмотреть только после того, как через месяц снимали опалубку. Конечно, снимали другие рабочие, мало отличавшиеся от прежних представителей конторы - Пескаря и Синяка. Как потом оказалось, они были жители той же деревни, в которой был прописан сам хозяин фирмы.
Рабочие прожили на участке месяц, даже видимость работы не смогли создать. Ходили за грибами, на рыбалку. Отдыхали. А материала все не было и не было.
Зачем такие подобности? Наука.
1. Раствор, которые покупаете на заводе, надо отслеживать, начиная с весов, куда машины становятся перед погрузкой и на выезде, после того, как их миксеры заполнены.
2. По сотрудникам можно судить о самой фирме. Данная фирма была красиво построенной пирамидой. Подробности чуть позже.
Итак, в чем кидная схема данной фирмы.
1. Офис фирмы, и часто, не один адрес. Хорошо оборудованный. Большое количество выполненных проектов. Рекомендации и советы по строительству вашего будущего дома. Терпеливая с их стороны переписка, перезвоны и разговоры. Подкупает отношение к Клиенту.
2. Цена на строительство вполне приемлема, может быть даже несколько дешевле, чем в других компаниях. Не маловажный фактор.
3. По вашему рисунку специалист предоставляет полный проект с разбревновкой сооружения на 12 листах. Красиво смотрится и картинка самого дома в 3D, которая прилагается к проектной документации. Убеждает работать с ними, т.к. чувствуется профессионализм в подходе к исполнению обязательств.
4. Договор, который заключается с Вами, может быть поправлен, если вы заметили кое-какие неточности в обязательствах сторон и т.п.
5. Четко разложены сроки выполнения работ. При предложении увеличить срок действия договора с 55 дней до 100 дней, категоричное возражение, что 55 дней – это именно тот срок от начала закладки фундамента до сдачи дома. И этот срок определен опытом строительства и ни разу не был сорван.
6. Грамотное разводка по оплате. График оплаты по договору выглядит стандартно, но…
6.1. Авансовый платеж – 10 % от стоимости договора.
6.2. Оплата выполненных работы по установке фундамента. Стоимость фундамента.
6.3. Оплата за бревно и строительный материал по факту доставки из расчета 50 % от стоимости договора.
6.4. Оплата, расчет, после подписания акта приемки-передачи объекта.
Мы подписали договор, который был изменен согласно действующим Законам защиты прав Потребителя. Мы внести предоплату. В оговоренный срок приехали строители. Но познакомившись с персонажами строительной конторы, испробовав на себе, т.е. на своем новом доме весь непрофессиональный менеджмент сотрудников, мы уже напряглись и насторожились.
Мы оплатили работы по фундаменту. В назначенный день по договору привезли бревно. Но вот здесь уже и произошло то, что от Клиента Подрядчик не ожидал. Мы отказались платить за бревно, т.к. объем поставленных материалов не соответствовал его количеству.
Рабочие пытались что-то сделать, но в привезенном материале просто не было первых венцов, без которых нельзя начать работу.
Не буду утомлять новыми подробностями, а резюмирую общее состояние дел. Договор Подрядчик не выполнил в срок. Мы понесли убытки в размере стоимости двух фундаментов. В сухом остатке на участке есть фундамент, и некоторое количество бревна, не достаточного для начала строительства, но вполне достаточно для постройки хорошей большой закрытой беседки размером 6Х6 (которую мы построили).
В тот год строительство закрылось. Материала не было, рабочих тоже. Мы подали в суд.
Суд, мы, конечно, выиграли. Ровно год потерян на строительство и судебные заседания. Сумма «исполнительного листа» превышает ровно в три раза понесенные прямые материальные убытки.
А что с этой? «Рога и копыта» работает по-прежнему. Изменили названия, но находятся в тех же офисах, имеют те же сайты и такие же телефоны. По-прежнему ищет лохов, которые вносят аванс, посредством которого они рассчитываются за предыдущие проекты.
В чем их заработок, т.е. кидняк? Они делают фундамент за две цены от его реальной стоимости. И начинаю тянуть сроки и прочее. Если Клиенту надоедает все это, он просто плюет на эту контору и начинает строиться у других. Бывает, что и часть строительного материала завозят. Но судя по нашему бревну, оно кочует с участка на участок, оформляя бурную деятельность компании. В нашем случае бревно осталось у нас и мы построили шикарную беседку, остатки бревна пошли на дрова.