Не знаю, как обычные люди, а любители парфюмерии - парфманьяки, часто делают ЭТО.
Покупают ароматы вслепую, не то, что не потестировав аромат в разную погоду и при разном настроении, а даже и не послушав его ни разу. Причин тому множество, одна из них - поиск своего парфюмерного Грааля.
К примеру, я люблю ваниль (на самом деле - нет), но свою идеальную парфюмерную ваниль пока не нашла. Как её вообще искать? Ароматов тысячи! Так по пирамиде.
Пирамида - это по сути перечисление присутствующих в аромате нот, представленных, что понятно, из названия, в форме пирамиды:)
Вершина пирамиды, т.н. верхние ноты - то, чем аромат пахнет первые секунды после нанесения. Например, цитрусовые или фруктовые ноты.
Дальше идут средние ноты. Ноты сердца их называют. Это могут быть разные цветочки-лютики.
В самом низу находится база аромата. Этим вы будете благоухать через несколько часов, когда верхние и средние ноты улетучатся. Мускус, деревяшки и прочие приятные вещи.
Звучит логично, да? Посмотрел пирамиду и сразу понял: подходит аромат или нет. Однако не всё так просто.
Пирамида - один из больших таких мифов современной парфюмерии. О других мифах я уже писала, но пирамида требует отдельного поста.
Большинство современных ароматов НЕ построены по схеме: верхние ноты - сердце - база. Следовательно, бесполезно ждать от них классичессического развития.
Кроме того, даже сами ноты являются, скорее, указателями, о ЧЁМ аромат вообще, но не определяют, КАК он пахнет на самом деле. Почему так? Да потому что аромат нужно продать. Для того нужна красивая картинка и легенда, за ней стоящая.
Это не означает, что пирамиды и ноты врут. Просто вы можете получить не совсем то, на что рассчитывали. Вместо "грязной" телесной ванили как в Shalimar от Guerlain будете пахнуть кондитерской, только и всего. Потому что концепция аромата именно в такой домашней уютной женщине и состоит. А за чувственными соблазнительцами нужно идти к другим брендам.
Что же до пирамиды, то это всего лишь одна из моделей построения аромата. Удачная, но не единственная. Множество ароматов, сегодня считающихся классикой, созданы по принципу: от верхних нот к базе. Расцвет пришёлся на период с 1930-х до 1970-х, но и тогда были ароматы, не вписывающиеся в общепринятую концепцию.
Например, уже упомянутый выше Шалимар. Он, правда, был создан в 1925 году, но выпускается и любим многими до сих пор. Даже безо всяких пирамидальных схем.
Современные ароматы и вовсе далеки от изысканных творений прошлого. Возьмите любой в полки в сетевом магазине и пострайтесь отследить развитие. Не получится. С первых секунд аромат продемонстрирует всё, что в нем есть: и сандаловую базу, и цветочное сердце, и мимолётные цитрусы. Да, со временем он, может быть, трансформируется, но это не станет сюрпризом: вы слышали металлические мускусы с первых секунд, а не через несколько часов, как следовало бы.
Современный стиль создания парфюмерии можно назвать "импрессионистским". Нет времени для созерцания и структурирования, хочется изобразить реальность яркими мазками, всполохами света и тени. Чтобы зритель (слушатель) тоже понял, как изменчива и быстротечна жизнь, как она нестатична.
Пусть у современных парфюмеров получается выражать своё видение так же хорошо, как у импрессионистов в своё время, но пирамиды и ноты ещё долго будут с нами. Традиции, да и ничего лучше не придумали.
Поэтому верить пирамиде или нет - личное дело каждого. Покупать аромат вслепую или нет - тоже. Но здравый смысл никто не отменял.