Почему-то многие и маленькие люди, и достаточно большие – не читают. Однако всем родителям, даже нечитающим, хочется, чтобы их ребёнок любил читать.
Почему люди не читают? Возможно, потому, что они в душе «чукчи»! Помните анекдот про чукчу? Написал чукча толстенный роман и отнёс его редактору. Тот прочёл, вызвал автора и говорит: «А скажите, что вы читали? Булгакова читали? Айтматова? Может, Гроссмана?» «Нет! – возразил чукча. – Чукча – не читатель! Чукча – писатель!»
Впрочем, на самом деле все малыши – немножко чукчи. Не верите? А это именно так! Об этом и речь.
Сначала – писатель. Потом – читатель!
Одна из достаточно странных, на первый взгляд, закономерностей развития человека заключается в том, что он сначала осваивает всё через собственное действие, а уже потом начинает интересоваться продуктами творчества других людей. В применении к нашей теме получается, что кроха сначала становится писателем, а уже потом читателем.
В этом смысле все малыши – чукчи!
На то, что маленькие дети сначала сочиняют свои тексты и только потом в состоянии увлечься чужими, первыми обратили внимание Корней Чуковский и Вадим Левин. В.А.Левин даже написал об этом целую книгу.
Литературное развитие малыша обычно начинается с так называемых «экикик» или «скандирования». «Экикики» - детское слово, которое К.Чуковский превратил в термин. Это бессмысленные – с нашей, взрослой, точки зрения – стишки, которые малыши сочиняют сами и могут их часами скандировать.
Например:
Муси-пуси, муси-пуси, муси-пуси, муси-си.
Суси-дуси, суси-дуси, суси-дуси, суси-вси!
Правда, интересно?
Чем-то похоже на «Евгения Онегина», верно? Что-то пушкинское есть?
Известно, что поэзия раньше привлекает ребёнка, чем проза. Это связано с природой поэзии. Это искусство – пограничное между литературой и музыкой. В поэзии содержание в значительной мере передаётся с помощью ритма и мелодии – как в музыке. Вот именно ритм детей и привлекает.
Вспомним банальную истину о сходстве примитивных народов и детей. А ведь первобытные люди обожают ритмические звуки. Барабаны всякие, там-тамы.
Итак, малыш сочиняет свои «экикики» - ради ритма, который ему нравится. О том, что его текст означает, он не задумывается: для него важно, как это звучит.
Как и всякий писатель, ребёнок не лишён самолюбия! Ему приятно, что он, проявив недюжинные способности, создал такое талантливое произведение. Поэтому он и повторяет его бесконечно: ему доставляет удовольствие ощущение своего авторства. Он – Творец! Он – Создатель!
Вот так малыш и приобщается впервые к литературе. Начиная ощущать вкус к словесному творчеству, ценить его. Так он догадывается, что это что-то приятное, интересное, увлекательное.
Заметьте, «экикики» сочиняют совсем крошечные дети, которые только-только начали учиться говорить. Они ещё не закончили педагогический институт и не знают, как нужно прививать любовь к чтению. Тем не менее, они её себе прививают абсолютно правильно: именно так, как надо.
А мы, взрослые? Представим себе, что «экикику», которую я процитировал выше, мы слышим на протяжении двух часов подряд у себя над ухом. Причём, всё это произносится не спокойным тоном, а визгливо, максимально громко, выкрикивается (почему-то детям нравится скандировать именно так, хотя они не глухие).
Как мы на это обычно реагируем? Правильно.
- А ну замолчи! Что за идиотство ты тут произосишь?! Тихо!!! Не замолчишь – в угол сейчас пойдёшь!!!
И – увесистый шлепок.
Что бы было, если бы, скажем, Евгения Евтушенко каждый раз, когда он публично читает свои стихи, встречали именно так? Орали ему: «Молчи! Тихо!» - шлёпали по попе и ставили в угол?
Сомневаюсь, что он продолжал бы заниматься поэзией.
Все авторы хотят успеха у своих читателей и слушателей. А это какой же успех?
Итак, наша первая заповедь воспитания маленького Читателя заключается в том, что нужно терпеливо выносить его первоначальное литературное творчество, не ругать и не реагировать на него отрицательно. А иногда даже и поощрить! Например, спросить с уважением:
- Это всё ты сам сочинил? Молодец!
Фантазёры
У меня есть знакомый мальчик, Ян. Он сейчас уже большой: заканчивает первый класс. Лучший ученик класса! А в детстве он был хулиганом.
Бабушка, которая, в основном, и занималась Яном, приобщала внука к чтению своеобразным образом. Пока он учился собственно читать (ему было около 4 лет), они вместе сочиняли всякие фантастические истории – про самого Яна. Бабушка их записывала, потом набирала на компьютере, печатала крупным шрифтом – и потом они вместе это читали.
Вот пример такой истории, которой бабушка Яна поделилась со мной.
Ян – горнолыжник
Однажды Ян решил стать горнолыжником. Он пошёл в магазин «Спорттовары» и купил отличные горные лыжи «Блю старз» и лыжные палки, а также очень красивый лыжный костюм. После этого Ян сел на самолёт и полетел в Швейцарию.
Там Ян поднялся на самую высокую гору, надел лыжи, оттолкнулся и поехал вниз. Как вдруг молния на его куртке расстегнулась и куртка распахнулась. Ян попытался её застегнуть, но молния, видимо, сломалась.
- Бабушка! – позвал Ян, но тут же вспомнил, что бабушка осталась дома.
- Вот дурак! – сказал Ян сам про себя. – Надо было бабушку взять с собой! Она бы мне помогла застегнуть куртку!
Ян так разозлился на себя, что перестал следить за трассой. Когда он опомнился, оказалось, что он едет где-то совсем один, а трасса осталась в стороне. Но так Яну даже больше нравилось.
Он всё набирал и набирал скорость, а спуск становился всё более крутым. Ветер свистел в ушах, и Ян наслаждался скоростью.
Как вдруг гора кончилась крутым обрывом, и Ян полетел по воздуху. Где-то далеко внизу, наверное, на расстоянии больше километра, виднелась деревня. Дома были как крошечные чёрные коробочки. Ян подумал, что упадёт прямо на деревню. Вдруг он влетит в трубу какого-нибудь дома? Так и перепачкаться недолго! А если хозяйка этого дома как раз печёт пироги? Она может рассердиться, что Ян испортил ей пироги!
Но тут Ян заметил, что его куртка от ветра раздулась у него за спиной и превратилась в крылья. А так как ветер был сильный, Ян перестал падать, а стал планировать и даже набирать высоту!
Это Яну очень понравилось! Тут как раз мимо пролетала стая журавлей. Ян присоединился к ней и некоторое время летел вместе с журавлями. Потом ему надоело, и он повернул в другую сторону.
Тут Ян вспомнил, что бабушка обещала угостить его чем-то очень вкусным, а он совсем забыл об этом.
- Полечу к бабушке! – решил Ян.
Долго летел Ян. Пролетел всю Польшу, всю Беларусь, почти всю Россию.
А вот и дом бабушки! На балконе как раз стояла сама бабушка и смотрела в небо. Тут она увидела подлетающего Яна и сразу же сказала:
- Ян, ты почему шапку не надел?
- Мне тут не до шапки! – огрызнулся Ян. – Я уже пол-Европы пролетел из-за этой противной куртки!
И Ян влетел прямо в открытое окно на кухню. Тут он снял лыжи и сел за стол. А бабушка угостила Яна варениками с повидлом.
Вареники Яну понравились.
Вот так удачно Ян покатался на горных лыжах!
Как видите, это совсем не трудно. А детям очень нравится, когда они сами сочиняют, а потом это оказывается записанным и даже напечатанным. Им кажется, что это придаёт им важность и значительность! Кроме того, они любят истории про самих себя.
Не секрет, что начинающий читатель, как правило, отождествляет себя с каким-либо героем, чем-то на него похожим (ну, или ему так кажется, что этот герой на него похож), переживает за него – и только таким образом и способен заинтересоваться художественным текстом.
Так что после «экикик» идёт следующий этап читательского развития – фантазирование. Ребёнок ещё мал, он ещё обычно и букв не знает, не читает. Но – уже сочиняет целые истории! Он писатель! И он уже ощутил, как это здорово – быть писателем!
Быть здоровым - хорошо! Но заразным – лучше!
Хорошо ли быть заразным? Да! Это прекрасно!
Правда, я говорю не про бубонную чуму, не про брюшной тиф и даже не про грипп. А про любовь к книге!
Если мы, взрослые, сами хоть чуть-чуть любим читать – это большое подспорье в деле воспитания юного Читателя. Потому что мы можем заразить своё чадо своей увлечённостью.
Сделать это тоже несложно. Нужно просто читать ему какую-нибудь книгу с острым сюжетом, вроде «Тома Сойера». И читать так, чтобы малыш почувствовал: вам это интересно, вам это нравится.
Есть нюансы. Не обязательно, чтобы кроха всё поняла, и даже совсем не нужно это. Но и нельзя читать что-то уж вовсе непонятное. Основное: характеры, основные события – должно быть более-менее понятно.
Обязателен, как я уже сказал, острый сюжет. Это вообще главное отличие качественных произведений для детей. Иначе их внимание не удерживается на повествовании.
Можно читать по главам, не оканчивая их. Чтобы заинтриговать. Чтобы малыш спрашивал: «Чем там кончилось?» - а мы его будем мучить, отвечая: «Вот завтра дочитаем!» Мучить детей – это ведь так приятно, правда? И – педагогически полезно, по крайней мере, в данном случае.
Но главное – это ваши эмоции, ваш интерес к книге.
Нужно учесть, что обмануть своё чадо невозможно. Дети – феноменально чувствительны к нашей искренности или неискренности. Не стоит притворяться. Тут нужен подлинный интерес. Так что читать можно только то, что вам самим по-настоящему нравится.
Не обязательно это должна быть книга для детей. Например, тот же Марк Твен вовсе не для детей писал, о чём сам неоднократно говорил. Сам он считал свои книги написанными о детях – но для взрослых.
Вообще «детская литература» - это не совсем то, что мы часто под этим понимаем. Но об этом речь впереди.
Какие книги подходят детям?
Подходят те, которые им интересны. Обычно это книги о фантастических героях, обладающих необычайными возможностями, в этих книгах происходят удивительные события, а в конце побеждает добро. Мы обычно называем такие тексты «сказками» или «фэнтези».
Реалистическая литература тоже способна привлекать даже совсем маленьких детей, но при двух условиях, которые я уже назвал выше:
1) Нужен герой, с которым кроха может себя отождествить,
2) И острый сюжет.
Важно понимать, что книжный рынок затоварен жутким барахлом, которое якобы предназначено для детей, а на самом деле – для облегчения кошельков глупых взрослых и обогащения издателей и бездарных авторов.
Обычно это книги про белочек,зайчиков, мишек и птичек. Они очень умильные, сладенькие, и всё там так прямо понятно-понятно, так легко-легко. Писать такие «нетленки» может любой. А платят за них больше, чем за серьёзные произведения. Посмотрите на цены в детских отделах книжных магазинов.
Так вот, я бы не стал покупать своим дочерям такой хлам. Лучше читать классику. Пушкина, допустим. Чуковского. И пр. Конечно, Андерсена.
Кстати, у Андерсена есть чрезвычайно глубокие и сложные произведения, хотя это детские сказки по форме («Русалочка», например, или «Снежная королева»). Вот такие тексты лучше всего. Их можно читать и в 5 лет, и в 50 – с одинаковым интересом. Это и есть настоящая литература.
Надо уточнить: про животных дети тоже любят читать. У них есть какое-то глубоко родственное отношение к животным. Они чувствуют, что это какие-то близкие им существа. Вопрос только в том, каково качество этих произведений. Недостаточно, чтобы это было про животных. Нужно, чтобы это ещё и была настоящая литература. Вот, например, «Мышонка Пика» Виталия Бианки, по-моему, стоит читать. Но такого качества книги о животных – увы, редкость.
Что делать нам со школой?
Огромный вред детям приносит школа. В частности, она отвращает от чтения, потому что в школе заставляют читать, много, причём, то, что ученику неинтересно. Отсюда – нелюбовь к чтению как таковому.
Что тут можно сделать? Ну, во-первых, важно, чтобы малыш полюбил чтение ещё до школы. Это всё же даёт какой-то «иммунитет». Кроме того, конечно, не стоит становиться на сторону школы и тоже заставлять ребёнка читать что-то скучное и противное. Ну, получит он не ту отметку, которая нам приятна. Это не самое страшное.
Родители, которые считают, что все взрослые обязаны единым фронтом выступать против детей, сильно ошибаются. Ничего, что учительница задала прочесть сколько-то страниц, а вашему чаду не хочется, а хочется гулять. И пусть гуляет! На прогулке он не приучается ненавидеть чтение. А когда готовит уроки, увы, часто именно так и происходит.
Не надо ругать за это. И ещё: постараться, чтобы школьная учёба чётко отделялась в восприятии малыша от остальной жизни. Чтобы он понимал, что «школьная литература» - это одно, а «нешкольная литература» - другое. Чтобы в состоянии был отделить уроки литературы от самой литературы.
Пусть не любит школу – но продолжает любить книги. Это важнее отметок.
Если в семье читают, обсуждают книги, если книга – это ценность, если регулярно покупаются новые хорошие книги и они не стоят на полках просто так, их читают, - то особого вреда школа не принесёт. Потому что влияние мамы и папы всегда сильнее.
Всё в наших руках! Если мы всё сделаем правильно, то нам никакая школа не страшна!