Трудно представить себе человека, который не использует современные технологии для решения повседневных задач. Они стали частью всех сфер жизни, в том числе и медицины. Для того чтобы получить консультацию врача, сегодня совсем не обязательно идти к нему на прием и отстаивать длинную очередь. Со специалистом можно пообщаться дистанционно, используя современные средства видеосвязи.
Возможность передавать информацию при помощи телекоммуникаций стала основой нового направления в лечебной практике, которое получило название телемедицина. Это – один из наиболее успешно развивающихся сегментов рынка медицинских услуг. При необходимости врачи могут провести консилиум, находясь в разных странах мира, организовать видеотрансляцию сложной операции или же проконсультировать пациента, который живет в другом городе.
Впервые видеосвязь как инструмент медицинской помощи была применена в 1965 году. Известный кардиохирург Майкл ДеБакей был дистанционным ассистентом на операции по вживлению искусственного сердца, которая прошла успешно. Однако само понятие телемедицины появилось чуть позже, примерно в 70-х годах прошлого века. По мере развития этого направления выработалась определенная концепция телемедицины, которая позже была утверждена на государственном уровне.
Официальная политика России в рамках телемедицины
Вопросы использования современных технологий в сфере медицины регулируются Законом РФ № 242, согласно которому медицинские работники имеют право дистанционно консультировать пациентов, идентифицировать их личность, документировать свои действия онлайн, проводить обучение при помощи современных средств связи. Также допускается наблюдение за состоянием пациентов удаленно.
Закон не только дает определение тому, что же такое телемедицина, но и вводит новые нормы работы в системе здравоохранения. Так, в России начал действовать единый реестр медицинских учреждений и организаций, в котором содержатся сведения как о профильных специалистах, так и о пациентах. Последние, к слову, могут запрашивать медицинскую информацию о себе в электронном виде.
Все услуги в области телемедицины должны оказываться в соответствии со стандартами обычного медицинского обслуживания. Однако есть ряд нововведений, которые облегчают жизнь и медикам, и пациентам. Среди них:
l введение электронных рецептов, в том числе и на препараты, которые содержат психотропные вещества;
l возможность дистанционной работы с пациентами, которая включает консультирование, диагностирование, назначение и корректировку лечения, наблюдение.
l проведение консилиумов, семинаров, научных конференций с использованием телекоммуникаций.
Сегодня во многих медицинских учреждениях внедряется система электронных очередей, что также является одним из достижений телемедицины. Больше не нужно тратить время на посещение регистратуры и стояние в очередях за талончиками – записаться на прием к врачу можно через интернет.
На кого ориентирована телемедицина?
Направлений развития телемедицины довольно много, но ее главная задача – улучшить качество обслуживания пациентов. По принципу взаимодействия можно выделит две основные группы задач, которые решаются на уровне «врач-пациент» и «врач-врач».
Первая группа задач напрямую связана с предоставление медицинских услуг, от качества и эффективности которых в итоге зависят здоровье и жизнь пациента. Минимизация временных затрат на то, чтобы получить врачебную консультацию, возможность поддерживать связь с пациентом круглосуточно вне зависимости от того, как он лечится – амбулаторно или стационарно, возможность оперативно корректировать лечение на расстоянии – основные преимущества телемедицины.
Использование современного компьютерного оборудования и программ позволят не только дистанционно работать с пациентами, которым нет необходимости идти в поликлинику для консультации. Не менее важный аспект – хранение информации о пациенте в электронном виде. Вероятность того, что такая карта потеряется, равна нулю. А вот доступ к ней могут иметь любые профильные специалисты, которые работают с пациентом. На практике это означает, что одновременно историю болезни могут изучать несколько врачей, находящихся в различных местах, и коллегиально принимать решения о том, какие виды лечения стоит применять. Такой подход исключает противоречия в медицинских назначениях, обеспечивая эффективное лечение.
Вторая группа задач связана с обучением медицинского персонала, повышением его квалификации. Телекоммуникации позволяют проводить дистанционные семинары и тренинги, получать консультации коллег и совместно принимать решения относительно того, какое лечение назначить пациенту.
Современные технологии – какие они?
Возможность общаться удаленно – один из главных принципов телемедицины. Поэтому обычный телефонный звонок в регистратуру для вызова врача на дом условно также можно считать использованием новых технологий. Но вряд ли такое общение может значительно улучшить качество медицинских услуг, ведь врачу все равно придется идти по указанному адресу и осматривать пациента, что занимает довольно много времени. Его можно было бы сэкономить при условии, что врач и пациент пообщались бы друг с другом при помощи видеосвязи.
Но для этого медицинские учреждения необходимо укомплектовать современным оборудованием и программами, провести в каждую поликлинику интернет. На территории РФ технические решения для развития этого направления предоставляет компания «Телемедицина». Компания занимается разработками специальных программных комплексов направленных на решения самых актуальных задач на сегодняшний день. Это касается не только взаимодействия медиков и пациентов. Современные технологии позволяют организовать онлайн работу аптек и диагностических центров, кабинетов психологической и паллиативной помощи.
Перспективность развития телемедицины сложно оспаривать, ведь темп жизни современного человека довольно высокий. Потому даже пенсионеры предпочитают осваивать интернет и записываться на прием к врачам через электронную очередь. Пройдет совсем немного времени, и практика дистанционного общения с медиками станет нормой. И чем раньше это произойдет, тем выше будет эффективность работы как отдельного медицинского учреждения, так и системы здравоохранения в целом.
Спасибо за уделённое время. Если статья была для Вас полезна, подписывайтесь на наш канал. Впереди много интересного о здоровье и медицине.